Справедливое и разумное распределение водных ресурсов может стать основой для предотвращения конфликтов.
Неъматулло Мирсаидов
Жители приграничных районов Таджикистана и Кыргызстана опасаются, что со временем, если станет более заметным сокращение водных ресурсов малых рек, дефицит воды может привести к новым конфликтам.
По данным властей города Исфары /Таджикистан/, за период после распада СССР на таджикской-кыргызской границе произошло более 140 мелких и крупных конфликтов, связанных с вопросами водопользования.
Вооруженный конфликт от 28 апреля 2021 года на водораспределительном узле «Головное», расположенном между таджикским селом Ходжаи Аъло и кыргызским аилом Кок-Таш, стал самым кровопролитным и разрушительным из них. Он начался именно из-за проблем по распределению воды, когда одна из сторон, не согласовав свои действия с другой стороной, решила затеять ремонт водораспределительных шлюзов и основания трансграничного ирригационного канала «Дружба».
Дело в том, что водораспределитель «Головное», хоть и построен Кыргызстаном и является его имуществом, есть сооружение, которое регулирует водный сток трансграничной реки Исфара и питает земли трех республик — Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. На основании подписанного сторонами Протокола от 11 апреля 1980 года регулируется сток воды бассейна реки Исфара и предусмотрены нормы для каждой из республик — Таджикистан (55%), Кыргызстан (37%), Узбекистан (8%).
В советское время эти нормы соблюдались строго. Однако, с распадом СССР механизм водораздела стал давать сбои, а начавшиеся пограничные споры о статусе гидроузла и территории, на которой он находился, стали накалять ситуацию.
И 28 апреля 2021 года споры между общинами по этому поводу привели к столкновению, в которое были втянуты военные. Тогда в ходе конфликта, который перекинулся и в другие районы, с двух сторон погибло 55 человек, 267 человек получили ранения. Были разрушены или сожжены дома многих граждан, школы, магазины и другие объекты инфраструктуры.
Запасов воды в Таджикистане и Кыргызстане много, но население испытывает дефицит. Почему?
На территории Таджикистана и Кыргызстана находятся практически все крупные ледники Центральной Азии. В этих странах берут начало самые крупные реки региона — Сырдарья, Амударья, Зарафшан. Ледники в горах Памира и Тянь-Шаня формируют также и десятки других рек, воды которых используются для питья и полива. Тем не менее, жители многих районов Таджикистана и Кыргызстана жалуются на нехватку воды.
Особенно напряженной остается ситуация в приграничных районах, где текут трансграничные реки Исфара и Ходжа Бакирган.
По данным Управления водного хозяйства и мелиорации Согдийской области, весной 2023 года объем воды в реке Исфара, например, не превышал 7-8 кубометров в секунду вместо обычных 10-12 кубических метров. Нехватка воды в низовьях реки обернулась для многих фермеров потерей части урожая. Особенно сильно пострадали фермерские хозяйства Канибадамского района. Дехканские хозяйства в Исфаре вынуждены были начать посадку рассад помидоров и полив ранних овощей с большим опозданием, что отрицательно сказалось на объеме урожая и доходах.
Такая же ситуация сложилась в низовьях реки Ходжа Бакирган.
По данным управления, объем воды в весенний период составлял порядка 3-х кубометров в секунду вместо обычных 5-6 кубометров, что создало большие проблемы для фермерских хозяйств Бободжонгафуровского и Джабборрасуловского районов Таджикистана. Находящиеся в верховьях реки земледельцы Лейлекского района Кыргызстана оказались в более выгодном положении, поскольку именно они регулировали сток реки.
В Таджикистан соседи отпускали, как сказали в Управлении водного хозяйства и мелиорации Согдийской области, всего 0,5 кубометров в секунду, хотя в соответствии с соглашением 79% воды должно отводиться Таджикистану.
«Это происходило из-за несовершенства заключенного в советское время соглашения, которое наши партнеры трактуют по-своему», — сказал агентству «Сугдньюс» заместитель начальника Управления водного хозяйства и мелиорации Согдийской области Халим Ходжиев.
Ходжиев считает, что подписанные в советское время документы нуждаются в корректировке.
О необходимости разработки новой стратегии в сфере водопользования в Центральной Азии говорила «Сугдньюс» и старший советник ПРООН КР по вопросам предотвращения конфликтов Чинара Есенгул:
«…мир меняется, меняется и климат, ресурсов становится меньше, их не хватает. Да и качество их снижается. Я думаю, что необходимо обновлять законодательную базу».
Водный кризис — почва для возможных конфликтов
Зайловиддин Аюбов, житель джамоата Чоркух Исфаринского района, имеет полгектара земли на окраине своего села, в махалле Куммазор. Здесь по соседству кыргызы и таджики живут с конца 80-х годов. Приусадебные участки питаются из трансграничного канала «Дружба», построенного в 60-70-ые годы Кыргызстаном.
В середине 80-х руководство местного совхоза «Иттифок» дало согласие на освоение восьми гектаров непригодной к сельхозобороту земли, числившейся в кадастровом списке хозяйства.
Люди, объединившись в кооператив, разбили массив на земельные участки, очистили их от камней, осуществили планировку. Получив разрешение на прокладку трубы из канала в управлении водного хозяйства Баткенского района, сообща выкопали траншеи, установили трубу, прорыли к каждому земельному участку канавы. Когда пошла вода, посадили саженцы абрикоса и других фруктовых деревьев. Через десятилетие степь превратилась в цветущие сады.
«В советское время все, и таджики, и кыргызы, были гражданами одной страны. Отношения были дружеские, добрососедские, — сказал «Сугдньюс» Аюбов. — И воду, подаваемую по одной трубе, мы делили поровну, а когда ее не хватало — по графику, поочередно. Ныне постоянные перебои воды».
Воды достаточно, говорят специалисты. Дефицит — результат расточительства
Ученые и специалисты говорят, что, если исключить первые два месяца начала весны, воды в бассейнах рек Исфара и Ходжа Бакирган достаточно.
Дефицит воды главным образом возникает из-за того, что в Таджикистане и Кыргызстане используют, в основном, поверхностное орошение, а состояние ручьев, каналов, дренажных систем плохое.
До 30% воды, как в Кыргызстане, так и в Таджикистане, неоправданно уходит в землю из-за того, что большая часть каналов грунтовые, а дренажные системы нуждаются в ремонте. Для этого нужны большие инвестиции, считает Ходжиев.
Такая же ситуация и в Кыргызстане.
По оценкам специалистов СВР Минсельхоза, на начало 2022 года около 30% ирригационного оборудования и сооружений Кыргызстана требовали ремонта. Грунтовые каналы республики теряют от 15% до 30% воды.
Нужно внедрять новые технологии полива
По мнению Махинахон Сулеймановой, главы Общественной организации «Нексигол», с учетом климатических изменений и сокращения в этой связи водных ресурсов в Таджикистане необходимо шире внедрять более экономичные виды орошения. Это один из эффективных путей противостояния водному кризису, считает она.
«Несколько лет назад мы с партнерами из Кыргызстана работали в этом направлении и реализовали несколько совместных проектов по внедрению капельного орошения в сельскохозяйственном секторе. Но, закрытие границ не позволяет нам продолжить сотрудничество», — сказала Сулейманова.
По данным Управления сельского хозяйства Согдийской области, площадь земель с капельным орошением составляет в регионе чуть более 500 гектаров, что специалисты считают несущественным.
Эта технология активно применяется в Кыргызстане. Площадь таких земель по республике превышает 13 200 га. Фермеры понимают, что это не только необходимость, но и способ достижения высоких результатов в аграрном производстве.
Создается благоприятная ситуация для восстановления добрососедства и сотрудничества
Таджикистан и Кыргызстан согласовывают последние километры границы, чтобы к весне полностью завершить процесс демаркации и делимитации. В начале января стороны проинформировали общественность о согласовании еще 43,32 км.
В том числе, глава ГКНБ Кыргызской Республики Камчыбек Ташиев заявил прессе: “Мы договорились в отношении участка, который проходит от села Максат до окраины села Арка”.(Бободжонгафуровский и Лейлекский районы. От ред.)
Это один из самых сложных участков границы, где в последние 3-4 года постоянно вспыхивали конфликты. В том числе именно здесь и в апрель-мае 2021 года, и 15-17 сентября 2022 года произошли самые кровопролитные столкновения между военными двух стран.
Радует, говорят многие жители приграничья, что впервые за последние несколько лет формируются условия для нормальных в будущем отношений. Однако, не стоит ограничиться только определением статуса территорий и имущества. Необходимо договориться и подписать новые юридические документы по использованию вод из бассейнов рек, где годами накапливались проблемы, договориться по использованию транспортных коммуникаций и создать основу для долгосрочного мира.