В конце марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин отчитался о работе правительства перед Госдумой, где он рассказал о готовности стран СНГ к более активному переходу на расчет в национальных валютах. Он также заявил о необходимости формирования независимой финансовой системы для стран Евразийского экономического союза. Что это значит для Таджикистана?

В условиях введения беспрецедентных санкций Россия активизировала реализацию мер по повышению устойчивости национальной экономики. Среди прочего, это укрепление сотрудничества с дружественными странами, в том числе членами ЕАЭС, а также другими странами-партнерами, которые, по словам Мишустина, разделяют взгляды и ценности России.

Как отметил российский премьер-министр, попытки исключить Россию из мирового экономического пространства провальны, и, несмотря на то, что страна не рассчитывает на ослабление внешнего давления, уже к следующему году экономика России должна адаптироваться к новым условиям и встать на новый этап развития.

Дедолларизация

Сегодня не только на пространстве СНГ, но и внутри таких международных союзов как БРИКС, ШОС, а также в странах Ближнего Востока, Латинской Америки наблюдается тренд на отказ от доллара как основной резервной валюты, ограничение его использования в экономических отношениях и переход на расчет в национальных валютах. Это неудивительно – доминирование доллара в мировой расчетной системе является одним из инструментов США в их стремлении к мировому господству. А жесткие антироссийские санкции подтверждают тот факт, что, будучи зависимыми от американской валюты, страны несут риски потерять свои валютные накопления.

В постепенном формировании самостоятельной финансовой системы страны ЕАЭС переходят на дедолларизацию – за прошлый год 85% торговых операций осуществили с использованием национальных валют.

Таджикистану, для которого страны ЕАЭС и Китай являются основными торговыми партнерами, переход на расчет в нацвалютах является выгодным и принесет гораздо большую прибыль, как минимум из-за отсутствия необходимости в конвертации финансовых средств. Только в 2022 году объем торговли Таджикистана со странами ЕАЭС составил 3,2 млрд. долларов, что почти на 24% больше, чем в 2021 году. При этом общий объем внешнего товарооборота за 2022 год вырос на 14,9%. Что касается основных торговых партнеров республики среди стран ЕАЭС, то товарооборот Таджикистана с Россией вырос на 23,3% и достиг 1,7 млрд. долларов, с Казахстаном – на 23,1% и достиг 1,4 млрд. долларов.

Отметим, что отказ от доллара в пользу рубля является одним из направлений антикризисного плана правительства Таджикистана, и торговые отношения между российскими и таджикскими компаниями уже на 70% переведены на расчеты в рублях.

Это видится рациональным, поскольку рубль является стабильной валютой, не зависящей от экономических спекуляций. Кроме того, как отмечает эксперт по Центральной Азии, главный редактор таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридун Усмонов, большая часть таджикской экономики уже включает в себя рублевую валюту в виде денежных переводов от трудовых мигрантов, поэтому использовать рубли в торговых расчетах будет выгодно для республики.

“В рамках ЕАЭС давно возникла возможность перехода на единую денежную систему. Российской Федерации, наверное, необходимо взять на себя лидирующую роль и начать использовать рубль как единую денежную единицу ЕАЭС”, – отмечает эксперт.

Россия является ключевым торговым партнером Таджикистана и в последнее время эти отношения активно развиваются. Во всех стратегических отраслях республики, как, например, энергетика, промышленность, строительство, информационно-коммуникационная отрасль или финансовый сектор, эффективно работают российские компании. Переход на национальные валюты благоприятно скажется и на экспортных возможностях Таджикистана, поскольку Россия заинтересована в таджикской агропродукции, одежде, цинковых рудах. В свою очередь, рынки Таджикистана заинтересованы в российской продукции деревообрабатывающих, металлургических, химических компаний, а также транспортных средствах.

Таджикистан и ЕАЭС

Активное развитие финансовой системы внутри ЕАЭС является очередным аргументом в пользу вступления Таджикистана в объединение, и здесь можно обозначить 2 ключевых фактора: снижение стоимости финансовых ресурсов и рост доверия населения к банковскому сектору. Если сегодня сбережения таджикистанцев используются преимущественно для потребления, то укрепление банковской системы будет способствовать их переходу в долгосрочные выгодные инвестиции.

По мнению профессора кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РТСУ, директора Центра геополитических исследований РТСУ, доктора исторических наук Гузель Майтдиновой, выстроенная система экономических обязательств внутри ЕАЭС способствуют более тесному экономическому сотрудничеству его участников и является эффективной, помогающей преодолевать последствия различных экономических кризисов гораздо легче.

“Для Таджикистана вступление в ЕАЭС желательно для решения социально-экономических задач, – считает эксперт. – В настоящее время новые государства на равных могут сотрудничать в рамках больших интегрированных пространств, где существует свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы, существует общее гуманитарное пространство, связи в политике, экономике, культуре. Эти геополитические факторы самой историей предопределяют приоритетные векторы интеграции. Плюсы от сотрудничества со странами ЕАЭС уже ощутил Узбекистан, который стал страной-наблюдателем в 2020 году”.

Согласно данным аналитиков, благодаря возможностям, которые открывает участие в ЕАЭС для Таджикистана, ВВП страны имеет потенциал к росту на 3 процентных пункта ежегодно.

Евразийская интеграция

Сегодня анализировать выгоды от евразийской интеграции для Таджикистана можно благодаря инициативам Евразийского банка развития – международной финансовой организации, в которую входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Беларусь (все страны ЕАЭС) и Таджикистан. В конце прошлого года ЕАБР представил план инвестиций и поддержки бизнеса для Таджикистана до 2026 года – и это первый случай создания такого проекта для одной конкретной страны.

По словам директора ЕАБР Николая Никулина, перед организацией на ближайший период стоит 4 ключевых задачи в Таджикистане. Первое – обеспечение энергетической безопасности страны за счет развития малой гидроэнергетики и солнечной энергетики, а также модернизации электросетевой инфраструктуры.

Второе – развитие агропромышленного и продовольственного сектора республики. Ставка делается на создание новых рабочих мест для жителей Таджикистана, а также повышение экспортных возможностей страны.

Кроме того, ЕАБР нацелен на поддержку малого и среднего бизнеса в Таджикистане, будет содействовать открытию новых промышленных предприятий и развитию уже существующих. Четвертой задачей является поддержка цифровизации Таджикистана, что, кроме прочего, укрепит интеграционные связи внутри евразийского пространства. В приоритетах – цифровые проекты государственного и корпоративного секторов.

На эти задачи ЕАБР предварительно выделил 500 млн. долларов, а также сформировал проектную команду, которая будет реализовывать запланированную программу. По прогнозам реализация стратегии ЕАБР будет способствовать росту экономики Таджикистана на 6,5% в текущем году, и еще на 5,8% – в следующем.

Матлубаи КОДИРЗОД

Читайте нас также в FacebookTelegram,  InstagramTwitterВКонтакте и OK.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.