Свыше 15 таджикских женщин и детей около года ожидают возвращения на родину в одном из лагерей Сирии. По их словам, они содержатся в палатках, разбитых ООН в различных регионах Сирии.
Шабнам Халимджонова, 24-летняя жительница Исфары, около года живет в одной их таких палаток в городе Эль-Маликия в провинции Эль-Хасака. Вместе с ней находится и ее единственный ребенок. Она заявила, что здесь содержатся несколько женщин из Таджикистана.
По словам Шабнам, после освобождения Ракки они попали в плен сирийских вооруженных оппозиционных групп, сражающихся с президентом Башаром Асадом, которые в то же время борются против ИГИЛ.
В Сирии, в отличие от Ирака, вдовы боевиков ИГИЛ не преследуются законом. В Ираке десятки вдов бойцов этой террористической организации были задержаны и отправлены в тюрьму на различные сроки заключения. Среди них были, как минимум, 13 таджикских женщин.
Шесть таджикских женщин вместе с 9 детьми, которые содержатся в лагерях Идлиба и Эль-Хасаки Сирии, освобождены от уголовной ответственности.
Однако представитель Международного Комитета Красного Креста в Сирии, который осведомлен о положении таджикских женщин и детей в этой стране, сказал на условиях анонимности 17 августа, что список этих женщин и детей уже передан таджикским властям, но они не проявляют особого желания возвращать соотечественников.
По его словам, большинство таджикских граждан, содержащихся в лагерях беженцев, не имеют документов, подтверждающих их личности. Поэтому, продолжил собеседник, представителям Таджикистана необходимо приехать в лагеря и оказать содействие в подготовке документов для их возвращения.
По данным таджикских властей, с 2013 по 2017 годы свыше 1 тыс таджиков выехали для участия в боевых действиях в Сирию и Ирак. Власти подтверждают гибель порядка 500 граждан РТ.