История древнего города, хранящего за своими стенами множество легенд и, возможно, даже повлиявшего на мифологию Рима

Когда спускаешься в долину живописных серпантинов Шахристанского перевала, Истаравшан возникает неожидан­но, напоминая громадное дерево с цветущей кроной. Видимые взору ветви этого «дерева» — лишь верхняя часть современного города, в котором сохранились строения не ранее ХV века, а вот мощные корни его уходят в многопластовую толщу земли ко временам более 2,5-тысячелетней давности.

Спокойный мирный ландшафт Истаравшана помнит имена тысяч царей, полководцев, ученых и простых людей, своим трудом прославивших этот край. А потому особо любопытно заглянуть в прошлое древнего города.

Ахемениды, Македонский и римляне

По легенде, город (греки называли его Кирополь) был основан ахеменидским царем Киром, а на древнеиранских язы­ках это название звучит как Курушкада. Несколько веков спустя после греческого завоевания римский историк и географ Страбон в своей «Географии» описывал, что Истаравшан  — «крайний из основанных Киром на Яксарте», то есть Сырдарье.

Античные историки упоминают также о горных селениях под названием Уструшаны, которые располагались близко друг от друга, что дым одного был виден в другом. Семь уструшанских городов восстали против Македонского, и Александр, находящийся в своем лагере на Сырдарье, послал полководца Кратера осадить Кирополь.

«Ему было приказано разбить лагерь вблизи города, окопать его вокруг, обвести валом и сколотить потребное количество машин. Македонцы проникли в город по руслу притока или канала, в летнее время пересыхавшего, вслед за тем по недостатку воды сдалась и цитадель города», — пишет античный историк Арриан.

После подавления восстания жителей переселили в основанную Македонским Александрию Эсхату (ныне Худжанд).

О том, что речь идет именно о поселениях на месте нынешнего Истаравшана, свидетельствуют упоминания цитадели города, теперешней Мугтеппа, чьи стены возвышаются на 70 метров над руслом речки Ката-сай. Таджикские археологи, расчищая многопластовые слои холма Мугтеппа, дошли до самого нижнего жилого горизонта, датируемого IV в. до н. э.

Помимо персов и греков высокую крепость города не раз штурмовали тюрки, монголы, войска бухарского эмира, кокандского хана и русского царя. Но каждый раз жители вновь восстанавливали сте­ны и город вновь растекался по окрестным холмам густой зеленью садов и плоскими кровлями крыш.

Однако самая любопытная легенда древности связана не с именем ахеменидских владык или македонских воителей, а с Капитолийской волчицей. Да, той самой, что является символом Рима.

АРХИВ МУНАВАРА МАМАДНАЗАРОВА. Изображение волчицы, кормящей двух младенцев во дворце правителей — афшинов в Бунджикате, VI в.

Во время раскопок дворца правителей Уструшаны была обнаружена настенная роспись VI в. с изображением волчицы, кормящей двух младенцев. Одна из версий очевидного совпадения мифологических сюжетов гласит, что история о волчице изначально родилась на востоке, откуда перекочевала к этрускам, а от них — к римлянам, став главной легендой Вечного города и его эмблемой.

Так, в результате широкого обмена культурными ценностями между античным Востоком и Западом этот «бродячий сюжет» связал древний Рим и не менее древний Истаравшан.

Цари и дворцы

Во времена Средневековья (X-XIII век) город был важной точкой на Великом шелковом пути. По запискам X века арабского путешественника из Испании Ибн-Якуба можно сделать вывод, что Устру­шан считался независимым автономным регионом, поскольку Ибн-Якуба называет его «растянувшейся и важной страной, где было 400 укрепленных пунктов».

Примерно в это же эпоху, но веком ранее, родился полководец, имя которого слышал каждый истаравшанец. Это царь Хайдар ибн Кабус, правивший страной в IX веке.

Благодаря незаурядным воинским качествам и доблести, он стал верховным главнокомандующим армии арабского Халифата и под псевдонимом аль-Афшин одержал блестящие победы над византийским императором Феофилом, над азербайджанцами и египтянами.

Но возвышение Афшина сильно обеспокоило визиря и верховного судью Халифата, обвинивших его в идолопоклонстве. Возможно, приняв ислам, истаравшанский царь действительно оставался верен древней религии своих предков. Афшина приговорили к смерти, но не казнили из-за большой популярности в народе, а посадили в тюрьму, где он умер в 840 году.

Стены города помнят и других великих владык. Так, в XV веке в Истаравшане искал спасения от узбекских ханов Бабур, знаменитый потомок Тамерлана, будущий завоеватель Индии и основатель империи Великих Моголов.

В те времена главным сооружением города, где и собиралась вся знать, был располагавшийся на вершине Мугтеппа дворцовый комплекс, к сожалению, ныне не сохранившийся.

АРХИВ МУНАВАРА МАМАДНАЗАРОВА. Малый дворец Бунджиката в столице Уструшаны (VI-VII вв).

Ядром дворца был богато декорированный парадный зал для официальных церемоний — саломхона. В настоящее время портал входной группы бекского дворца восстановлен таджикскими реставраторами по старым фотографиям и чертежам.

Мечеть старая — мечеть новая

И если бекский дворец на горе был символом царской власти, то идеологическим центром города стала величественная мечеть Султана Абдуллатифа или «Кок-Гумбаз», с вознесенным голубым куполом.

В архитектуре этого монументального, наполненного благородной гармонией здания много черт, присущих имперскому «тимуридскому стилю». Возведено оно было в ХVI веке при султане Абдуллатифе Шейбаниде как главная пятничная мечеть города с высоким купольным залом и ар­кадой вокруг двора. В XVII в. аркада была заменена кельями-худжрами и комплекс стал функционировать как медресе.

Купол мечети, рухнувший еще в конце XIX в., в наше время стараниями таджикских мастеров восстановлен, а прекрасная облицовка — точное подражание древним образцам — вновь радует глаз сиянием красок, изысканным плете­нием орнаментов и каллиграфических надписей.

© CC BY-SA 3.0 / PUBLIC DOMAIN / HYLGERIAK. Мечеть Султана Абдуллатифа (Кок-Гумбаз) в Истаравшане XVI в.

Вход в мечеть украшен изящной резной дверью работы местных мастеров Абдукодыра и Абдурасула, выполненной в 1876-м, а деревянную пятиступенчатую кафедру-минбар в зале мечети по праву можно отнести к шедеврам резьбы по дереву, демонстрирующим высокий уровень истаравшанских ремесленников.

Неподалеку, в западной части города, под сенью вековых чинар стоят три небольших благородных здания — мавзолей Сари Мазор (XVI век), постройка, на­зываемая Аджина-хона, и квартальная мечеть ХVIII–XIX веков с четырехколонным залом и навесом-айваном.

АРХИВ МУНАВАРА МАМАДНАЗАРОВА. Комплекс Сари Мазор. Мечеть, общий вид, план и мавзолей.

Безграничная фан­тазия мастеров проявилась в оформлении колонн мечети и многокрасочной росписи потолков, напоминающих драгоценную тканную парчу. Там же, на западной окраине Истаравшана, сформировался небольшой культовый центр, мавзолей-мечеть Бобо-Таго. Это самый старый из сохра­нившихся архитектурных памятников города, построенный в конце ХV века.

Прогулка по старым кварталам

А в центре города, в квартале Хазрати Шох, по сторонам живописного водоема уютно расположился другой одноименный архитектурный ансамбль, состоящий из соборной мечети, мавзолея XVII-XVIII веков и загадочного здания, где, по легенде, погребен двоюродный брат Кусама ибн Аббаса, давшего свое имя самаркандскому царскому некрополю Шахи-Зинда.

Мечеть Хазрати Шох с 15-колонным залом выходила на обширный двор просторным айваном и колоннадой. Потолки и колонны покрыты яркой орнаментальной росписью, а чередования балок перекрытия придают зданию необычайную праздничную нарядность.

АРХИВ МУНАВАРА МАМАДНАЗАРОВА. Мечеть Хазрати-шох :общий вид и фрагмент айвана.

Скромный мавзолей Худоера Валлами — на деле очень уникальное, не имеющее аналогов в центральноазиатском зодчестве сооружение.

Чуть севернее от этого комплекса таится маленький шедевр народного зодчества — мечеть Ишони Мавлоно или, как его называют, Чоргумбаз — Четыре купола, построенная истаравшанскими мастерами в 1903 году.

За внешне скромным фаса­дом, подобно жемчужине в раковине, скрывается необычайно яркий по колористике интерьер. Главный акцент сделан на расположенной в середине изящной резной колон­не, несущей фигурные балки, каждая из которых перекрыта деревянным ребристым куполом. Все четыре купола украшены яркой орнаментальной живописью, причудливым переплетением тонких узоров и каллиграфических надпи­сей.

АРХИВ МУНАВАРА МАМАДНАЗАРОВА. Мавзолей Чор-Гумбаз: декоративные расписные купола, резная дверь и рисунок центральной колонны.

Увы, не все монументальные постройки города дошли до нашего времени. К несохранившимся архитектурным страницам древнего города можно отнести медресе Рустамбека, разрушенное в 1930-х гг.

Его украшением был выполненный местным керамистом Мулло Курбоном портал из глазурованных кирпичей, по двум сторонам которого над стрельчатой аркой вписаны изображения вставших на дыбы коневидных драконов.

ФОТО Н.Н.НЕХОРОШЕВА. Фотографии не сохранившегося медресе Рустамбека в Истаравшане.

Образ этих фантастических животных, выполнявших функции оберега, в искусстве Уструшаны возник неслучайно. Истаравшан издавна славился своими лепными глиняными игрушками-свистульками — «уштак», выполненными в виде сказочных лошадок и дракончиков.

Несмотря на разинутые пасти, клыки, острые рога, они выглядят удивительно добрыми и смешными. Сравнивая керамические игрушки VI-VII вв., обнаруженные археологами на городище Калаи Ках-Каха близ Истаравшана, с изделиями нашего современника усто Гафура Халилова, понимаешь, что эта непрерывающаяся нить преемственности культуры тянется вот уже 1,5 тысячелетия.

Истаравшан — город мастеров

Живописные улицы Истравшана плотно застроены традиционными домами. Через входной тамбур — дарвозахону — попадаешь в застроенный по периметру зеленый двор. Особое внимание в таких жилищах уделялось декорированию гостевой комнаты — мехмонхоны, высокой, прохладной, со сложным резным потолком, расписанным ярким орнаментом.

В каждом его узоре ощущается индивидуальный почерк народного мастера и обаяние ремесла. Еще одна особенность традиционных истаравшанских домов — это специальное помещение, называемое гапхона (дословно — «комната для бесед»), — своеобразный мужской клуб для приема гостей хозяина.

Газета «Туркестанские ведомости» в 1872 году описывала 58 кварталов города (тогда он назывался Ура-Тюбе) как сосредоточение ремесленных лавок — из них 642 располагались на большом рынке, а остальные 212 были рассредоточены по улицам.

Старожилы до сих пор помнят названия кварталов города, напрямую связанные с профессиональной деятельностью людей, их населявших: заргар (ювелир), мисгар (медник), танурсоз (печник), гачпаз (мастер по алебастру), дарсоз (резчик по дереву) — список можно продолжать еще долго. Здесь же руками умелых мастериц вышивались изящные мужские, женские и детские тюбетейки, платки и скатерти.

В Истаравшане благодаря индивидуальному творческому почерку заслуженное признание получили потомственные набойщики тканей — читгары Саидовы. Семейство Халиловых прославилось своими причудливыми керамическими игрушками-свистульками, а хорошо известный в Таджикистане мастер Мирзоев продолжил славные традиции местных кордрезов — изготовителей ножей.

ФОТО Г.РАТУШЕНКО. Потомственные набойщики тканей — читгары Саидовы. Мастер из Истаравшана лепит игрушку.

Произведения городских мастеров до сих пор украшают постройки Ташкента, Коканда, Ферганы, куда они приглашались для строительства мечетей и жилых домов.

Такой созидательный патриотизм — когда житель города помнит не только историю родного места, но и имена мастеров, украсивших своим трудом красивейшие города Центральной Азии, стал особенной чертой истаравшанцев. Благодаря своему труду, навыки которого хранятся поколениями, в Истаравшане реставрируют и особо бережно охраняют памятники истории и культуры, наполняя жизнь древнего города великим смыслом.

Sputnik Таджикистан

Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss. Читайте нас также в Facebook и Instagram

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.