Или о невидимом ущербе, который наносят закрытые автодороги жителям приграничных сел Таджикистана и Кыргызстана.
Автор: Муталиб Шарипов
Если вы оказались на таджикско-кыргызской границе и хотите добраться из Чоркуха в соседний Шураб, посмотрев на карту, вы поймете: вам всего-навсего нужно будет проехать около десяти километров, и вы на месте. Но пока об этом придется забыть, потому что вам придется проезжать через Самаркандек, а это уже территория Кыргызстана. Границы закрыты, следовательно, дорога, ведущая в горняцкий поселок.
Идет десятый год, как был закрыт ряд автодорог на таджикско-кыргызской границе, которые обеспечивали транспортное сообщение между приграничными селами Таджикистана и Кыргызстана. Люди вынуждены добираться из одного населенного пункта до другого окружными путями, тратя ценное время и дополнительные средства. Речь идет, прежде всего, о дорогах, которыми исторически пользовались жители Кыргызстана и Таджикистана вопреки тому, по чьей территории они проходили и кем они построены.
Одна из таких дорог это автотрасса Шураб-Самаркандек-Чоркух. Особенно большие неудобства сегодня испытывают рабочие и специалисты, занятые на добыче угля на шахтах Шураба, большая часть которых живет в окрестных селах Сурх и Чоркух. Им, чтобы попасть на работу или чтобы вернуться с работы домой, приходится проехать в два с лишним раза больше расстояния, чем до периода, предшествовавшего росту числа конфликтов на границе.
Автодорога Шураб-Чоркух была построена во времена СССР, когда линии границ между советскими республиками были условными. Когда Таджикистан и Кыргызстан приступили к переговорам по демаркации и делимитации в начале 2000-х, между жителями населенных пунктов, расположенных вдоль транспортных коммуникаций, стали возникать проблемы, затронувшие статус автодорог. Споры между местными общинами стали перерастать в конфликты, в которые вовлекались военные.
В 2013 году вдоль автодороги Шураб-Чоркух произошло несколько инцидентов, в результате которых пострадали жители и Таджикистана, и Кыргызстана. Когда в январе 2014 года пограничный спор между военными двух стран из-за прокладки Кыргызстаном автодороги Как-Таш-Ак-Сай-Тамдык перерос в вооруженный конфликт, было принято решение о закрытии границы между Таджикистаном и Кыргызстаном, что повлекло за собой закрытие ряда пограничных дорог. В их числе оказалась и автодороги Шураб-Чоркух и Исфара-Ворух на участке через кыргызский поселок Ак-Сай. Когда открылась граница, дорогу через Ак-Сай открыли, однако шурабская автодорога так и осталась закрытой. До сих пор не известно, какая сторона проявила тогда инициативу, поскольку пограничники, находившиеся в разное время на этом участке границы, несколько лет давали лишь одно объяснение: «Решение принято наверху». Однако некоторые аналитики говорят, что закрытие нескольких автодорог приграничья было инициативой военных и органов местного самоуправления якобы в целях безопасности граждан.
«Пролегающий по кыргызской территории участок дороги Шураб-Чоркух ничем не отличается от участка дороги, который ежедневно пересекают жители таджикского кишлака Ворух в Ак-Сае. Сегодня особой необходимости держать дорогу закрытой мы не видим, – сказал “Сугдньюс” Боир Хомидов, руководитель профсоюзов Акционерного общества «Ангишт» города Шураба. – Страдают наши рабочие и специалисты, живущие в селениях Сурх и Чоркух. Они ежедневно теряют более двух-трех часов для того, чтобы добраться до работы и обратно, когда это можно сделать за полчаса, если проехать через Самаркандек. Вполне безопасность можно было бы обеспечить другими методами, например, совместным патрулированием, что налажено на стыке населенных пунктов Кок-Таш и Сомониен».
Трудности испытывают и этнические кыргызы, проживающие в Шурабе. Им для того, чтобы попасть к родным в Самаркандеке и других аилах, приходится преодолевать несколько километров пешком. Однако полтора года, как перейти границу на этом участке, редко кому удается, хотя в зоне Ак-Сай, Кок-Таш, Уч-Добоо, Кок-Терек люди передвигаются свободно.
«У меня есть дом, как в Шурабе, так и в Самаркандеке. Пограничники это понимают, и меня пропускают через границу, но, чтобы из Шураба попасть на кыргызскую территорию, я вынуждена каждый раз проходить пешком 3-4 км. Я врач по профессии. Ко мне, как к опытному медицинскому работнику, часто обращаются роженицы в Кыргызстане. Хотя ныне я на пенсии, но продолжаю врачебную деятельность и стараюсь людям помочь, как в самом Шурабе, так и в Самаркандеке, Ак-Татыре и других кыргызских аилах. Поэтому приходится ездить по сёлам иногда», – сказала «Сугдньюс» жительница поселка Шураб Бахрихон Тошева.
Бахрихон, много лет проработавшая в Шурабской клинической больнице, рассказала о том, что жители многих приграничных сел Кыргызстана до конфликтов 2021-2022 года лечились в Шурабской больнице.
«Они доверяли таджикским врачам, как опытным специалистам», – сказала она.
«Во многих кыргызских аилах до недавних пор не было больниц, а в самаркандекской поликлинике врачи могли только осматривать больного. Чем ехать в Баткен, проще было добраться до Шураба, где можно было получить профессиональную помощь и лечение, поскольку и врачи были квалифицированные, и медучреждение оснащено лучше, однако закрытая дорога создавала неудобства для людей, нуждающихся в лечении. Сегодня Самаркандек имеет свою современную больницу, но кадровая проблема там существует», – добавила Тошева.
Автотрасса Шураб-Чоркух протяженностью 10 км – самое удобное направление для транспортного сообщения между крупными сельскими населенными пунктами юго-запада Исфаринского района. Она помимо того, что соединяла шахтерский городок Шураб с таджикскими и кыргызскими населенными пунктами, считалась хорошей логистикой для предпринимателей двух стран, которые торговали на приграничных рынках Самаркандека и Чоркуха.
Альтернативные дороги через Исфару и Чордех не только неудобны и затратны из-за расстояния, но опасны для передвижения транспорта в период дождей и плотного движения на некоторых участках. Тем не менее, шахтеры Шураба вынуждены передвигаться по ним.
Почти те же 10 лет прошло с момента закрытия участка автодороги Исфара-Ворух через кыргызский аил Кара-Бак (переименован в Досток). Этот населенный пункт Кыргызстана был примечателен тем, что жители приграничных сел Таджикистана имели возможность по более низкой цене заправлять бензином свой транспорт, приобретать множество видов товаров, которые в стране либо в дефиците, либо стоят дорого. В первую очередь это касалось минеральных удобрений, которыми жители Кара-Бака торговали вдоль улицы у собственного дома. Кыргызские крестьяне могли продавать курут, курагу, яблоки и свежие овощи из собственного огорода.
«Я каждый раз, когда проезжал через Кара-Бак, не только заправлял свою машину, но и приобретал когда курут, когда свежие помидоры или яблоки. Иногда приходилось общаться с жителями этого села и знаю, что торговля для многих семей Кара-Бака была важным источником дохода. Большинство семей здесь жили за счет нее», – поделился с нами житель таджикского кишлака Ворух Парвиз Тоджибоев.
В Кара-Баке (Достоке) была развита и оптовая торговля между предпринимателями Таджикистана и Кыргызстана. Из Жалалабада и Оша сюда доставлялись в больших объемах чернослив, орехи, семена подсолнуха. Покупателями были как представители перерабатывающей промышленности Таджикистана, так и обычные предприниматели, осуществляющие поставки в Россию.
После закрытия этого участка дороги в том же 2014 году торговля в Кара-Баке вообще «умерла». Решением силовых структур был нанесен серьезный ущерб не только экономическим отношениям двух государств, но и населению приграничных сел по обе стороны границы. Одни потеряли источники дохода, другие лишились возможности экономить средства за счет цен, что, так или иначе, сказывается на уровне жизни людей.
Альтернативный участок дороги через Чордех узкий и с множеством поворотов. Большой поток автомашин, в том числе грузового транспорта создает опасность для жизни граждан, передвигающихся по обочине. Однако в планах администрации города Исфары нет пока прокладки иного пути.
Жители таджикского-кыргызского приграничья с надеждой ждут открытие границ. Они знают, что пока Таджикистан и Кыргызстан не определятся с линиями государственной границы, рассчитывать на позитивные изменения в режиме функционирования транспортных коммуникаций приграничья не приходится. Оптимизм внушают продолжающаяся беспрерывная деятельность рабочей группы на границе, регулярные встречи глав Межправительственной Комиссии, озвучиваемые данные по согласованию описанных участков границы через СМИ. Пусть сведения скудные, но достаточные для того, чтобы понять: стороны близко подошли к завершению работ. Есть надежда, что с открытием границы начнут в прежнем ритме функционировать все приграничные автодороги. Свободное передвижение людей и товаров по ним могут не только способствовать повышению уровня жизни людей вдоль границ, но стать важным фактором стабильности, укрепления доверия, сотрудничества и добрососедства между жителями приграничных районов и народов Таджикистана и Кыргызстана в целом.