Трудности в передвижении и торговле сказываются не только на уровне жизни, но создают препятствия для возвращения кыргызских семей в родные места, говорят представители местных общин.
Согласно последним данным, в Таджикистане проживает около 56 тысяч этнических кыргызов. Местами их компактного проживания считаются Ляхшский и Мургабский районы, но кыргызские общины есть и на территории Согдийской области.
Село Мохпари находится на юго-западной окраине города Исфары. Здесь таджики и кыргызы живут вместе. В советские времена в селе было зарегистрировано более 500 домохозяйств этнических кыргызов. Ныне их намного меньше. Многие еще в первые годы независимости, продав свои дома, перебрались в Кыргызстан. Причина была проста — хотели жить на исторической родине. Оставшиеся, хоть и являются меньшинством, сохраняют свою национальную идентичность.
Кыргызы Мохпари чтут свои национальные обычаи, традиции, хотят быть полноправными гражданами Таджикистана.
Молодежь предпочитает жить и работать на исторической родине
В Мохпари в советские времена проживало до двух с половиной тысяч этнических кыргызов. Сейчас их численность здесь не превышает 700 человек. Процесс иммиграции начался задолго до начала конфликтов на границе, с распадом СССР и провозглашением независимости республиками Центральной Азии, в том числе Кыргызстаном. В основном уезжало молодое поколение.
Местные жители говорят: молодежь хотела самореализоваться. Для этого лучше ей подходили Кыргызстан, национальная среда.
«Их тянет в большие города, они хотят достичь высот в учебе, трудовой деятельности, хотят жить лучше, в условиях комфорта. Те, кто добивается успеха, забирают своих родителей, братьев, сестер. Это естественный процесс», — поделился с нами местный житель Абдуламит Кумарбаев.
Пограничные конфликты усилили иммиграцию
Кумарбаев говорит, что процесс иммиграции усилился после конфликтов на границе в апреле-мае 2021 и сентябре 2022 годов, которые привели к большому кровопролитию. Подтверждение его словам мы находим и в СМИ Кыргызстана. По данным радио «Азаттык», Баткен после вооруженного столкновения 2021 года прибыло около 800 этнических кыргызов из Таджикистана, которые впоследствии обратились за принятием гражданства Кыргызской Республики.
Тем не менее, Абдуламит Кумарбаев уверен, что, как только завершится демаркация и делимитация границы и откроется таджикско-кыргызская граница, спадет напряжение и в межэтнических отношениях. Тогда многие из перебравшихся в Кыргызстан вернутся назад. Наш собеседник считает, что некоторые не могут вернуться назад только потому, что граница закрыта.
«Что ни говори, мы здесь родились, здесь наш дом, хозяйство. Все начинать с нуля, когда прожито более половины жизни, не хотелось бы, — говорит Абдуламит. — Мы живем в прекрасной долине, где есть все: плодородная земля, чистый и свежий, свой родной очаг, хорошие соседи. Таджики толерантны, терпимы к другим народам, иначе наши предки не поселились бы рядом с ними. Может, кто-то сейчас смотрит на нас косо, но это временное явление. Все пройдет, восстановятся прежние отношения. А село у нас прекрасное. Есть вся необходимая инфраструктура. Оно расположено рядом с дорогой».
В кыргызской школе все меньше учащихся, в таджикской их число растет
В селе Мохпари функционирует два общеобразовательных учреждения. В средней школе №20, где учатся дети этнических кыргызов, языком обучения является кыргызский язык. Однако, как и в любых школах Таджикистана, учебная программа предусматривает обучение детей таджикскому языку и литературе, чтобы они хорошо усвоили государственный язык, необходимый им для продолжения обучения в вузах страны и в будущей трудовой деятельности.
В администрации учреждения образования нам рассказали о тенденции сокращения числа учащихся.
«Я руковожу школой седьмой год, — сказала директор школы Гульчехра Раззакова. — За этот период количество учащихся сократилось от 500 до 100 человек. Причина в том, что многие семьи перебрались в Кыргызстан. Большинство уехало еще в начале 2000-х. Некоторые покинули село, боясь возможных последствий конфликтов, которые происходили на границе».
Между тем, в другой школе №19 с таджикским языком обучения растет число учащихся.
Директор учреждения образования Озоджон Шерматов объяснил ситуацию тем, что в последние годы много семей из джамоатов Калъачаи Мазор и Сурх, приобретя дома перебравшихся в Кыргызстан семей, поселились в Мохпари. И их дети пополнили ряды учащихся таджикской школы, где число учеников возросло примерно в три раза.
«Если в нашей школе лет пять назад было всего 35-40 учеников, то их число сегодня достигло 120 человек», — сказал Шерматов.
Где знаменитые кыргызские ковры?
Известно, что изделия ручной работы по-особому ценятся на мировых рынках. Интерес растет особенно к рукодельным коврам. Если в Иране и Турции давно отработан механизм их изготовления, купли-продажи, то в некоторых странах, где есть также традиции ручного ковроткачества, только-только начинают делать шаги по возрождению старинного ремесла. Такие шаги предпринимаются и в Таджикистане. Однако упор сделан при обучении на персидские ковры.
В ряде кыргызских аилов на территории Исфаринского района были хорошие традиции ковроткачества. Ручную работу кыргызских мастериц покупали и таджики. Они отличались долговечностью, разнообразием гаммы цветов, изготавливались из натуральной шерсти. До недавних пор многие семьи кыргызов в Мохпари и других кыргызских айилах тоже занимались ковроделием и за этот счет имели неплохие доходы. Однако, кыргызы Таджикистана постепенно перестают заниматься этим ремеслом.
Мастерицы уехали, ремесло сворачивается
Гульчехра Раззакова нам помогла встретиться с одной из мастериц ковроделия в Мохпари, Робиёй Байзаковой.
«Этому ремеслу меня научили родители, и я посчитала своим долгом передать навыки ковроткачества внукам. Не знаю, будут ли они ткать ковры в будущем, но я выполнила свою миссию — передала им секреты древнего промысла», — рассказала нам мастерица.
Байзакова объяснила, что с появлением широкого ассортимента промышленных ковров интерес к коврам ручного изготовления начал падать. Может, причина в дороговизне.
«У нас, кыргызов, на городском рынке Исфары было специально отведенное место. Теперь мы там больше не торгуем. Таджики предпочитают ковры Кайраккума. Когда границы были открыты, мы могли продавать свои изделия на рынках Самаркандака и Баткена. Сейчас изготавливаем только по заказу», — посетовала на ситуацию Байзакова.
Перестала ткать ковры и мастерица из поселка Нурафшон (КИМ) Турдыгул Умарбаева.
«Ковроткачество — это коллективная работа. Один человек не управится с этой работой, должны быть помощницы. В нашем поселке кыргызов осталось немного, порядка 10-12 семей. Все местные мастерицы покинули поселок. Кто по экономическим соображениям, кто из-за конфликтов на границе», — сказала Умарбаева.
Глава управления труда и занятости населения города Исфары Мухаббат Мирзомансурова говорит, что год два назад в Исфаре было создано четыре Центра ковроткачества, где кыргызские мастерицы были наняты в качестве наставников, но мастерицы работали недолго. Возможно, они перебрались в Кыргызстан.
«Созданием этих центров мы не только хотели обеспечить ткачих работой, но и развивать древнее кыргызское ремесло, но не вышло», — сказала Мирзомансурова.
Кыргызы Таджикистана не чувствуют себя чужими
Курбанали Джураев живет в селе Нижний Баланд джамоата Хонобод. Ему 72 года. Он потомственный дехканин. В советское время и в первые годы независимости работал в местном колхозе. А когда большое хозяйство распалось, ему в виде земельного пая досталось 65 соток земли, доходы от которой позволяют их маленькой семье жить с достатком.
«Я благодарен руководителям хозяйства, что наравне со всеми мне выделили участок земли. Это свидетельство того, что в Таджикистане не делят людей на своих и чужих», — сказал Курбанали.
Фермер сетует только на то, что закрытые из-за конфликтов границы создают препятствия ездить к родным в Кыргызстане.
«Вот уже четыре года я не могу увидеть своих дочерей и внуков. Разлучила нас закрытая граница. Это единственная проблема. Надеемся, что она откроется. Не может она оставаться все время закрытой», — вытирая слезы на глазах, рассказал о разлуке с родными Курбанали.
Абдуманнон Рауфов, известный таджикский историк, проживающий в приграничье и хорошо знающий культуру местных народов, говорит, что кыргызы Таджикистана, несмотря на малочисленность, имеют особый уклад жизни. Как правило, они живут обособленно, сохраняя особенности своего быта, национальную культуру, обычаи и традиции.
«Тем не менее, они осознают, что с таджиками их связывают многовековые отношения дружбы и мирного сосуществования, которые не могут быть разорваны несколькими историческими эпизодами», — считает ученый.
М. ШАРИПОВ