Исторически Таджикистан является аграрной страной – существенная часть территории республики занята под сельскохозяйственные угодья. В советские годы главным богатством этих земель был хлопок, за что культура даже получила название «белое золото». За годы независимости объем добычи хлопка в Таджикистане заметно снизился, однако его производство по-прежнему остается одной из важнейших статей доходов бюджета Таджикистана.
Остатки советского наследия
В то время, когда образовалась Таджикская Союзная Социалистическая республика, партийное руководство большого союзного государства ставило высокие задачи по масштабной индустриализации. И в то время как в большинстве республик ставка делалась на развитие тяжелой промышленности, в Таджикистане, пережившем внутренний кризис, работать в данном направлении было экономически нецелесообразным, зато серьезную поддержку получили легкая и пищевая промышленность, переработка сельскохозяйственного сырья.
В конце 1926 года в столице Таджикистана открылось первое промышленное предприятие – хлопкоочистительный завод, оснащенный самым передовым для того времени оборудованием. Уже через год такие же заводы появились в Кулябе и Курган-Тюбе. В 1936 году руководство СССР выделило большой бюджет на строительство текстильного комбината в Душанбе, на котором впоследствии производились самые разные ткани и поставлялись как в союзные республики, так и в другие страны мира. На производстве трудилось более 15 тыс. человек.
Огромный шаг в индустриализации Таджикистана был сделан благодаря Великой Отечественной войне – десятки промышленных предприятий со всего Союза были эвакуированы в нашу республику. Промышленность в Таджикистане развивалась большими шагами, что в полной мере соответствовало целям союзного правительства – к 1975 году объем произведенной в республике продукции вырос в 120 раз по сравнению с 1913 годом.
Таджикистан стал одним из главных районов хлопководства и в 1980-х годах достиг рекордных результатов в этом деле, собрав 1 млн. тонн хлопка-сырца. К концу 80-х годов республика являлась крупным производителем различной текстильной продукции, которая экспортировалась в десятки стран мира: выпускались хлопчатобумажные и шелковые ткани, трикотажные изделия и ковры, чулочно-носочная продукция.
С развалом СССР и последствиями Гражданской войны в Таджикистане хлопководство, как и некоторые другие отрасли производства, уменьшило свою эффективность в разы. За 11 месяцев текущего года в республике собрано чуть больше 390 тыс. тонн хлопка, однако стоит сказать, что работа над развитием этой отрасли хоть и медленно, но ведется – площади посева увеличиваются, растут объемы перерабатываемой продукции. В Таджикистане в этом году планируют вырастить 426 тысяч тонн хлопка на 186 тыс. гектарах земли. Сегодня в Таджикистане действует около 100 хлопкоочистительных предприятий, выпускающих в год порядка 100 тыс. тонн волокна. При этом дальнейшей переработке в текстильную продукцию подвергается лишь около 20% от этого объема.
Открытый российский рынок
На мировом рынке хлопок по-прежнему остается «белым золотом» и растет в цене – сейчас его стоимость за килограмм составляет около 1,8 долларов. По мнению мировых аналитиков, в ближайшие годы стоимость хлопка будет только расти и по ожиданиям может достичь 2,2 долларов за килограмм в течение 5 лет.
При этом руководство Таджикистана нацелено не только увеличить объемы производства этой агрокультуры, в планах также снизить экспорт сырья за счет повышения экспорта переработанного хлопка, т.е. наладить производство тканей и текстильных изделий. В связи с этим особая перспектива для таджикских промышленников видится на российском рынке, пока еще свободном после ухода западных компаний – уже можно отметить выросший спрос российского потребителя на продукцию «Made in Tajikistan».
Такой возможностью, например, пользуется текстильное предприятие «Нохид» в городе Истаравшан, представившее свою продукцию на международной выставке Московского государственного выставочного центра. Фабрика уже четверть века производит изделия из хлопка: это детская и взрослая одежда, текстиль для дома, спортивная и рабочая форма.
В качестве успешного примера также можно привести предприятие чулочно-носочной отрасли «Сомони Расул»: компания на сегодня производит порядка 1 млн. пар носков в год, и это полностью покрывает потребности таджикского рынка, поэтому продукция фирмы теперь вышла и на российского потребителя.
О выходе на российский рынок задумывается и руководство швейной фабрики «Гулдастон», занимающейся пошивом спецодежды и текстиля для дома. Однако, как отмечает директор предприятия, Шахлои Ватан, ниша спецодежды на российском рынке уже заполнена, но в планах – выйти в Россию с уникальными национальными товарами ручной работы. Речь об открытии бутика, в котором будет представлен домашний текстиль с таджикским орнаментом – изделия для кухни, украшения обеденного стола, различные ковровые изделия, а также офисные принадлежности, как, например, папки с вышивкой, чехлы для ноутбуков, сумки или портфели. «В вопросе экспорта необходима государственная поддержка, – считает Шахлои Ватан. – Это касается налоговых и таможенных льгот, субсидий от государства, чтобы замотивировать компании на экспорт своей продукции». Предприниматель отмечает, что хорошим примером такой поддержки сегодня является реализация программы по развитию женского предпринимательства.
Успешно освоила российский рынок компания «Amid», основанная в Таджикистане в 1999 году, как производитель рабочей спецодежды. На сегодня – это крупнейший в России и СНГ производитель экипировки для единоборств, владеющий полным завершенным циклом производства.
Как Таджикистану восстановить достижения в текстильной промышленности?
Мнение по этому поводу мы спросили у председателя Демократической партии Таджикистана Саидджафара Усмонзода: «Начинать нужно с восстановления системы выращивания хлопка, и уже после говорить о переработке и экспорте». По мнению депутата, первоначально необходимо повысить качество выращиваемого сырья и заняться подготовкой дехкан в этом вопросе, чтобы те использовали новые сорта, применяли научные методы в выращивании хлопка, что позволит повысить производительность. Важны также усилия в этом направлении со стороны министерства сельского хозяйства и кабинета министров, чтобы координировать и систематизировать работу. «Есть земли, трудолюбие, но механизма по выращиванию и обработке нет», – говорит Усмонзода.
Саидджафар Усмонзода считает, что эта система должна быть выстроена подобно колхозам: дехкане берут землю в аренду у государства для выращивания хлопка, но если они с задачей не справляются, то лишаются этой возможности и переходят на наемный труд. По мнению Усмонзода, такая система прижилась бы не сразу, но зато потом подняла бы конкурентный уровень дехканских хозяйств, обеспечила бы людей стабильной работой, государство – налогами, а качество выращиваемого хлопка могло бы стать таким, каким оно было в советские годы.
«При нынешних водных, земельных, трудовых возможностях, которые есть в Таджикистане, можно обеспечить работой 10-20 млн. человек, – считает депутат. – Мы должны иметь тесную связь с российскими компаниями, которые обладают технологиями по сбору и обработке хлопка, и принять решительные меры для возрождения этой отрасли».
Одной из таких совместных инициатив между компаниями наших стран стало соглашение между Таджикистаном и АО «БТК групп» на сумму более 200 млн. долларов, согласно которому в республике появится таджикско-российская швейная фабрика. Это стало одним из самых крупных инвестиционных соглашений на таджикско-российском инвестиционном форуме, который прошел в сентябре 2022 года.
В качестве еще одного примера российской поддержки текстильной отрасли Таджикистана можно привести новое предприятие «Текстилимпекс», созданное Замирой и Юсуфбеком Раджабовыми из Худжанда – фабрику по производству бархатных тканей площадью 1 Га Россия полностью оснастила современным оборудованием.
Для возрождения советского наследия, развития текстильной промышленности, производства «белого золота» в Таджикистане есть все возможности. Правильный подход и выстраивание системы, совместная работа с другим преемником советского наследия – Россией – поможет республике раскрыть свой потенциал и сделать эту отрасль экономики в Таджикистане одной из наиболее эффективных.
Матлубаи Кодирзод