Большинство родителей Таджикистана в зависимости от способностей своих детей предпочитают оформить их в школы или же классы с русским языком обучения с целью получения высшего образования в России или в других странах СНГ.
С приближением нового учебного года многие родители первоклашек в поиске школ, где их чадо будет грызть гранит науки. Некоторые уже определились и нанимают репетиторов, чтобы их дети прошли в престижные школы.
«По мере возможности нанял репетитора по русскому языку для дочери, которая идет в первый класс в этом году. Думаю оформить её в российскую школу, которую обещают открыть к 1 сентября», – говорит Амир Курбонов, житель Душанбе.
По его словам, он мечтает, чтобы его дочь поступила в российское высшее учебное заведение и достигла значимых результатов в своей карьере в будущем.
Культурно-гуманитарное сотрудничество Таджикистана и России, которые в апреле текущего года отметили 30-ую годовщину со дня установления дипломатических отношений между двумя государствами, является одним из приоритетных направлений стратегических и союзнических связей двух государств, связанных общей историей. В соответствии с Конституцией Таджикистана русский язык является языком межнационального общения. Изучение русского поддерживается высшим руководством Таджикистана.
В ходе визита Президента России Владимира Путина в Душанбе в конце июня текущего года, как сообщает пресс-служба президента Таджикистана, была отмечена, «большая работа, проводимая в Таджикистане для поддержания и развития русского языка и культуры, а также российского образовательного пространства».
В Таджикистане успешно завершается строительство Россией пяти школ с русским языком обучения. Сдать их в эксплуатацию ожидается к новому учебному году, который начнется 1 сентября 2022 года.
Правительства Таджикистана и России подписали в апреле 2019 года соглашение о строительстве и материально-техническом оснащении общеобразовательных учреждений с обучением на русском языке в пяти городах республики – Душанбе, Худжанде, Бохтаре, Кулябе и Турсунзаде. Возведение этих образовательных школ обойдется российскому бюджету в $150 миллионов.
Весной был объявлен набор детей для обучения в этих школах, а также преподавательского состава. Отбор проводится соответствующими ведомствами двух стран совместно.
Каждая школа рассчитана на обучение 1,2 тысяч детей, которых будут обучать по российским образовательным программам, адаптированных к образовательным стандартам Таджикистана. Будущим школам потребуется свыше 400 высококвалифицированных учителей с отличным знанием русского языка.
В министерстве образования и науки Таджикистана заверяют, что ведомство работает над решением вопроса обеспечения школ преподавателями из России и из числа выпускников местных вузов, в том числе, Российско-таджикского (Славянского) университета.
Парвина окончила девять классов в лицее на русском языке, продолжила обучение в республиканском медицинском коллеже в группе с русским языком обучения, сейчас учится в филиале Московского госуниверситета им. М.В.Ломономова в Душанбе.
«Думаю, что родители предпочитают своих детей отдавать в русский класс только из-за качества образования, тем более сейчас в школах преподают учителя из России», – говорит она.
Парвина из смешанной семьи, в которой помимо таджикских, есть также башкирские, узбекские и украинские корни. По ее словам, в кругу семьи в основном общаются на русском языке. «Отец, который и настаивал, чтобы мы учились в классах с русским языком обучения, иногда с нами разговаривает на таджикском… Говорит, чтобы мы не забывали родной язык», – говорит 21-летняя девушка, мечтающая по окончанию вуза продолжить обучение в России.
В настоящее время в Таджикистане функционируют свыше 20 школ, где обучение проводится только на русском языке, и более 150 школ, в которых есть классы с русским языком обучения.
В Таджикистане принята государственная программа углубленного изучения русского и английского языков, которая реализуется Министерством образования и науки во всех учебных заведениях страны.
Преподавание русского языка является неотъемлемой частью государственной политики в области образования, говорит политолог Шерали Ризоён.
«Выгода Таджикистана, на мой взгляд, заключается в том, что молодое поколение должно глубже изучать русский язык, что открывает для них возможность учиться в университетах постсоветских государств. С другой стороны, в стране существует большой спрос на изучение русского языка, и с открытием новых школ существующие потребности общества в определенной степени удовлетворяются», – говорит он.
Кроме того, по его словам, в последние годы другие акторы стали более активными как в Центральной Азии, так и в Таджикистане, которые также осуществляют специальные программы по распространению и преподаванию своих языков.
«Функционирование российских школ в среднесрочной перспективе может уравнять возможности. Укрепление позиций русского языка в Центральной Азии можно обозначить как условие сохранения общего информационного и гуманитарного пространства», – считает он.
Ризоён добавил, что в этом направлении должны быть реализованы новые проекты в области образования, чтобы укрепить позиции русского языка.
Комрон Сафаров