«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Эту цитату Остапа Бендера из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова приводят, когда хотят подчеркнуть, что человек сам должен решить свои проблемы, которые сам и создал, особенно, когда рассчитывать на помощь со стороны не приходится. В некоей подобной ситуации оказался нынешний Афганистан под управлением движения «Талибан» (запрещено в Таджикистане). Можно уверенно утверждать, что талибы сами влипли в такую ситуацию и сами же из неё должны выкарабкиваться. Есть еще одно дуалистическое выражение, ставшее крылатым: «Обезвредить насильника может только его жертва». Но в том и другом случаях сторонний наблюдатель может сказать: они, талибы, сами полезли, кто их просил — сами виноваты…
Зверские убийства поразили даже «Талибан»
Как информировали афганские СМИ, взрыв произошел в прошлую пятницу в мечети Халифа Сахиб в районе улицы Дар-уль-Аман афганской столицы после молитвы.
Заместитель министра культуры и информации во Временном афганском правительстве, сформированном захватившим власть в стране радикальным движением «Талибан» (запрещено в Таджикистане), Забихулла Муджахид осудил взрыв, подчеркнув, что такие «зверские убийства» во время священного для мусульман месяца Рамадан — это «дело рук кругов, не имеющих никакого отношения к исламу или стране».
Подчеркнем, что аналогичный взрыв произошел 21 апреля в одной из мечетей города Мазари Шариф, являющегося административным центром северной афганской провинции Балх. В результате по меньшей мере 30 человек погибли, еще 65 получили ранения. Ответственность взяла на себя группировка «Исламское государство в Хорасане», ячейка запрещенной в Таджикистане террористической организации «Исламское государство».
Только за последнюю неделю жертвами терактов в Афганистане стали не менее 50 детей. 24 апреля об этом сообщил региональный директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Джордж Ларьеа-Аджей в социальной сети Twitter.
Кажется, чего только не видел «Талибан». Но, ужас от рук «Исламского государства в Хорасане» ввергло в шок видавших виды членов боевого движения. Наверное, «друзья» понимают, что бывалых террористов в лице «Талибан» может испугать лишь сверхтеррор. Террор, который не считается ни с принципами религии, ни с принципами человеческой морали.
Понятно, что «Талибану» их бывшие «друзья» из террористических кругов не дадут возможности действовать в достижении поставленной цели поддержания национальной безопасности, обеспечения общественного порядка, решения задач экономического, социального и внешнеполитического развития страны.
Взгляд изнутри: «Это институциональный кризис»
Часто политики и аналитики говорят о том, что, когда речь идет о каком-либо конфликте, тем более вооруженном, нужно в первую очередь прислушиваться к мнению лиц, проживающих на территории военного конфликта. Об Афганистане, к сожалению, не просто говорят, а порой со слезами на глазах кричат жители страны, познавшие весь ужас террора на своем опыте.
Так, в интервью «Ленте.Ру» директор Афганского института стратегических исследований и экс-советник Министерства иностранных дел Афганистана Давуд Морадиан сказал: «Уже более полугода «Талибан» правит Афганистаном. Главное их достижение состоит в том, что они нанесли поражение усилиям международного сообщества по созданию современного и умеренного государства в Афганистане. Очевидно, что «Талибан» испытывает серьезные проблемы. Ведь в формуле сегодняшнего состояния страны слишком много неизвестных величин. Из внутренних — движение сильно разобщено. Внутри движения есть множество фракций, и нет единой верховной власти, способной их объединить. Это первая проблема. Во-вторых, у талибов нет четкого понимания того, как должно быть устроено политическое управление страной. У них нет конституции, у них нет какого-либо руководящего принципа, который указывал бы на конкретный тип управления. Третий вызов, с которым сталкиваются талибы — это институциональный кризис. Да, они взяли под свой контроль государство, но государственное управление подразумевает бюрократический аппарат, регулирующие органы. Но с приходом талибов число сотрудников госаппарата сократилось почти на 80 процентов. То есть, элементарно не хватает рабочей силы, знаний и опыта для управления страной. Ну и наконец, экономический кризис. Афганистан сильно зависит от международной помощи. Надо понимать, что «Талибан» в первую очередь пуштунское движение, поэтому все остальные этнические группы вроде таджиков, хазарейцев и узбеков к нему не примыкают а, наоборот, выступают против него.
Нужно было послушать доброго соседа
В происходящем виноват сам «Талибан», который не прислушался к добрососедским наставлениям Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона, который еще 25 августа 2021 года на встрече с Министром иностранных дел Пакистана Махмудом Курейши, призывал к созданию инклюзивного правительства в Афганистане. К слову сказать, эту озабоченность разделяет и Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш.
В тот же день Президент России Владимир Путин и тогдашний Премьер-министр Пакистана Имран Хан также выступили за формирование инклюзивного правительства в Афганистане.
26 августа 2021 года по инициативе Президента Европейского совета Шарля Мишеля состоялся его телефонный разговор с Президентом РТ Эмомали Рахмоном. На своей странице в «Твиттере» Шарль Мишель, в частности, отмечает: «Я обменялся мнениями с Президентом Таджикистана Его Превосходительством Эмомали Рахмоном о ситуации в Афганистане и её последствиях для Центральной Азии, а также о заявлении, недавно обнародованным Правительством Таджикистана. Мы согласились с Его Превосходительством Эмомали Рахмоном о необходимости представительного и инклюзивного правительства в Афганистане и о важности двустороннего сотрудничества в управлении границей Центральной Азии в борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков».
Афганистан за последнее время стал похож на базар, где в качестве конкурентов выступает целый ряд террористических группировок: «Исламского государство» и её ячейки, «Аль-Каида» (запрещена в Таджикистане) и ряд других. Это не может не беспокоить соседей Афганистана — Таджикистан, Узбекистан, Иран, Туркменистан, Пакистан, Китай.
Даже расположенная за тысячи километров от Афганистана Российская Федерация обеспокоена тем, что там происходит. Так, 29 апреля текущего года на оперативном совещании с членами Совета безопасности РФ Президент России Владимир Путин предложил обсудить вопросы обеспечения безопасности страны на южном направлении в контексте событий в Афганистане, передает РИА Новости. «Процесс создания инклюзивного правительства в Афганистане должен быть ускорен, Москва передала Кабулу соответствующие пожелания. Как передает НИАТ «Ховар» со ссылкой на ТАСС, об этом говорится в распространенном в пятницу 29 апреля заявлении Министра иностранных дел России Сергея Лаврова о ситуации вокруг Афганистана».
А пока остается лишь действовать. Жестко!
Террористы продолжают нападать и убивать. Например, в результате нападения боевиков на границе с Афганистаном погибли трое военнослужащих Пакистана, сообщают пакистанские СМИ со ссылкой на пресс-службу Вооруженных Сил Исламской Республики Пакистан.
«Пакистан решительно осуждает использование афганской территории террористами для действий против Пакистана и ожидает, что афганское правительство не допустит подобных действий в будущем», — говорится в заявлении пакистанской армии. В сообщении подчеркивается, что ВС Пакистана полны решимости защищать границы страны от терроризма.
Аналогичную решительную позицию занимают и власти Ирана. При этом нужно подчеркнуть, что Иран в вопросах личной безопасности граждан страны никогда не проявляет слабости. Он всегда готов нанести жестокий ответный удар по агрессору, тем более что и в Иране большинство военных имеют реальный опыт боевых действий с Ираком, в период правления Саддама Хусейна.
Буквально на днях несогласованная демаркация ирано-афганской границы со стороны талибов, нарушающая территорию Ирана, вызвала резкую реакцию Тегерана. Об этом, как сообщает Sputnik, заявил специальный представитель президента Ирана в Афганистане Хасан Козими. Террористам из ИГИЛ политически невыгодно, чтобы Тегеран укрепил свои отношения с шиитскими движениями в Афганистане, в том числе с хазарейцами-шиитами, проживающими в центральной и северной частях Афганистана. Они готовы даже вести диверсионную войну от имени «Талибан», совершая вылазки на ирано-афганскую границу, используя фактор несогласованности демаркации границы. Примеров тому немало, нередко происходят стычки между сторонами. В ходе подрывной деятельности есть и жертвы. Взрывать и запугивать может и сам «Талибан», и диверсанты.
Один в поле не воин…
Что можно посоветовать «Талибану»? Им можно напомнить притчу, суть которой в изложении такова: «Веник из крепких прутьев невозможно переломить, а вот по прутику проще простого». Если «Талибан» все же решится жить в мире и покое, ему нужно сформировать инклюзивное правительство и дружить с соседями, невзирая на разность некоторых взглядов, идей или мнений. При этом, во главе угла интересов страны должна быть поставлена жизнь простого афганца.
С.Изатулло