В целях обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также расширения гарантий прав лиц, участвующих в исполнительном производстве в Республике Таджикистан, продолжается реформа в сфере исполнительного производства.

Конституция Республики Таджикистан провозгласила создание демократического правового, светского унитарного государства, в котором гарантируются права и свободы человека и гражданина. «Человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны. Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством».

В Республике Таджикистан для надлежащей защиты прав и свобод каждому предоставляется конституционное право на судебную защиту. Так, в соответствии со ст. 19 Конституции Республики Таджикистан каждому гарантируется судебная защита, что означает право каждого требовать, чтобы дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом. Неотъемлемой составной частью права на судебную защиту каждого в Республике Таджикистан является право на принудительное исполнение судебного решения посредством органов принудительного исполнения.

Вместе с тем, международные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан и  являющиеся составной частью её правовой системы занимают важное место в урегулировании деятельности по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Из международных правовых актов, признанных Таджикистаном, необходимо подчеркнуть Международный пакт о гражданских и политических правах. В ст. 14 указанного правового источника предусмотрено, что: «Каждый имеет право при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Понятие «справедливого разбирательства дела судом» также охватывает деятельность по принудительному исполнению судебных актов. Более того, данная деятельность признается безусловным компонентом доступа каждого к правосудию в Республике Таджикистан. Хотим отметить, что от своевременного, надлежащего, качественного и эффективного принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, зависит реальная защита прав и законных интересов лиц, в пользу которых они приняты.

В связи с этим, в годы независимости в Республике Таджикистан были приняты и реализованы три государственных программ судебно-правовой реформы, которые существенно повлияли на развитие исполнительного производства в Республике Таджикистан. В настоящее время и в новой Программе судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2019-2021 годы, как в предыдущих государственных программах судебно-правовой реформы, вопросы совершенствования порядка принудительного исполнения исполнительных документов являются приоритетным направлением

Как показывает анализ, мероприятия в вышеуказанном направлении, предусмотренные в трех предыдущих государственных программах судебно-правовой реформы, в целом были выполнены. Соответственно в период, прошедший с 2007 по 2019 годы, в Таджикистане произошли значительные прогрессивные изменения в сфере исполнительного производства. Так, был принят Закон Республики Таджикистан «Об исполнительном производстве». Он заменил нормы советского исполнительного производства, предусмотренные в главе 7 ГПК Таджикской ССР 1963 года и  Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 года за № 22, которые были устаревшими и не соответствовали государственному устройству, уровню экономического развития и правовым реалиям независимой Республики Таджикистан.

В Законе Республики Таджикистан «Об исполнительном производстве» регламентированы основы исполнительного производства, общие условия совершения исполнительных действий, расширен правовой статус лиц, участвующих в исполнительном производстве и других субъектов исполнительного производства, введен институт реестр должников, по новому определены меры принудительно исполнения исполнительных документов, существенно изменен порядок установления имущественного положения должника, обращения взыскания на движимое и иное имущество должника, впервые предусмотрен порядок обращения взыскания на отчужденное должником имущество и право требования, а также прочие  отчуждаемые имущественные права должника, пересмотрен порядок распределения взысканных денежных сумм и т.д.

В последующем, в законодательство об исполнительном производстве были внесены некоторые изменения и дополнения, касающийся деятельности  исполнителей органа исполнения, в том числе, расширяющие их полномочия по исполнению судебных актов. Был создан специальный государственный орган принудительного исполнения: Служба исполнения при Правительстве Республике Таджикистан.

Вместе с тем, между нормами материального и процессуального права, а также законодательства об исполнительном производстве существует немало противоречий, не редки случаи дублирования в указанных нормативных правовых актах, не всегда прослеживается унификация терминологии, что может способствовать разному толкования и неодинаковому применению норм материального и процессуального законодательства на практике и соответствующему нарушению прав и интересов граждан и организаций. Также в законе подробно должны быть урегулированы вопросы, касающиеся правового статуса исполнителей органа исполнения и материально-технического обеспечения исполнительного производства. Следует отметить, что в Республике Таджикистан в настоящее время нет отдельного закона о правовом статусе судебных исполнителей.

Существуют недостатки в урегулировании принудительного исполнения судебных актов обязывающих должника совершать определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполнительных документов о взыскании алиментов, проведения розыска должника и его имущества, обращения взыскания на недвижимое имущество и право требования должника, правового статуса лиц, участвующих в исполнительном производстве, получения информации о должнике и его имущественном положении, временного ограничения выезда должника за пределы Республики Таджикистан, приостановления исполнительного производства и обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей. В связи с этим, важнейшим способом развития законодательства в данной сфере путем обеспечения единства норм, их системных связей, унификации и дифференциации норм, устранение пробелов и коллизий, на наш взгляд, является кодификация.

Поэтому предлагаем разработать и принять Гражданский исполнительный кодекс Республики Таджикистан для  решения следующих задач: – всестороннего урегулирования общественных отношений в сфере исполнительного производства; – обеспечения внутренних системных взаимосвязей норм и институтов законодательства РТ об исполнительном производстве; – устранения пробелов и коллизий, а также фрагментарности отдельных норм и институтов в этой области. Кроме того, для  предотвращения разного толкования и неодинакового применения  норм материального и процессуального законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве следует обеспечить унификацию терминологии, которое используется в указанном законодательстве.

Н. Фозилов, преподаватель кафедры судебного права и прокурорского надзора юридического факультета, кандидат юридических наук.

Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.