Сразу два факта самоубийства молодых людей в Пенджикенте 23 апреля вызвали сильное беспокойство местного общества. 24-летний Дилшод Махрамов, отец двоих детей, работал в городе фотографом. 19-летний Шахзод Гайбуллоев, первокурсник Пединститута Пенджикента, приехал из района Деваштич на учебу.
Дилшод Махрамов, слывший среди своих друзей веселым, открытым, шустрым и трудолюбивым парнем, по неизвестным причинам повесился у себя дома.
Все, кто его знали, до сих пор не могут поверить в его смерть. Родственники и друзья не могут даже предположить, почему он свел счеты с жизнью. Все говорят, что Дилшод ни в чем не нуждался, был крепким профессионалом. У него в Пенджикенте было собственное фотоателье, все знали его как хорошего фотографа.
Дилшода и его родителей уважали многие жители Пенджикента. Его мать работает директором одной из школ джамоата Халифахасан, сам он был единственным ребенком в семье, отец двоих детей.
В тот же день, 23 апреля, после полудня обнаружили тело студента исторического факультета филиала Педагогического института РТ в Пенджикенте Шахзода Гайбуллаева, который покончил с собой во дворе дома, где квартировал.
Этот юноша приехал в город на учебу из сельского района Деваштич Согдийской области. Ему было всего 19 лет, скоро должен был закончить первый курс своего ВУЗа.
Рост числа самоубийств, особенно среди молодежи, вызывает серьезную озабоченность властей Пенджикента. В начале апреля на заседании Координационного совета правозащитных организаций города тема суицидов была одной из основных. Выступая на мероприятии, прокурор Пенджикента Авазджон Назарзода сообщил, что в 2017 году в городе и прилегающих к нему районах зарегистрировано 20 фактов попыток самоубийства, причем в 11 случаях это были несовершеннолетние. Из них 16 произошли в сельской местности, а оставшиеся 4 – в городе.
С начала текущего года это уже пятая попытка покончить с собой в Пенджикенте. По мнению прокурора, такие факты не должны оставаться без внимания всех руководящих работников, а общественность обязана пресекать суицидные настроения с помощью священнослужителей и психологов.
В прошлом году в Согде пытались покончить с собой 38 несовершеннолетних, 34 из них школьники. 21 директор школ региона освобождены от служебных обязанностей по этой причине.
22 апреля в Кулябе свел счеты с жизнью, выпив уксусную эссенцию, 22-летний студент 4 курса местного медицинского колледжа Хушбахт Абдукодиров. Перед смертью он признал, что пошел на этот шаг после помолвки любимой девушки с другим.
Есть много мнений о причинах суицида в Таджикистане.
Психологи считают попытки самоубийства одним из типов болезни, когда люди, под давлением жизненных проблем, теряют самоконтроль и решают покончить с собой. Надо вести планомерную разъяснительную работу в обществе, чтобы исключить подобные явления, уверены они.
По мнению другой группы, любая агитация, принимающая черты рекламы, способна привлечь пристального внимания. Они ссылаются на опыт советских времен, когда факты суицида держались в тайне от широкой общественности. Сторонники этой теории убеждены, что если не освещать такие инциденты, то волна самоубийств сама сойдет на нет.
Ислам категорически запрещает суицид, но, несмотря на это, ежегодно в Таджикистане сводят счеты с жизнью около 400 человек. Почти половина из этого числа приходится на Согдийскую область.