Сотрудники ГУВД города Бишкека 5 апреля заковали в наручники и увезли незрячего активиста Темирлана Ормукова на спецмашине из больницы, где он проходил лечение.
Момент своего задержания Ормуков вел на своей личной странице в Facebook’е.
В Главном управлении внутренних дел города Бишкека подтвердили, что активист задержан по решению суда и водворен в СИЗО №1.
Неправительственная организация «Комитет защиты свободы слова» в Кыргызстане осудила акт водворения Темирлана Ормукова в СИЗО.
Председатель этой НПО Адиль Турдукулов заявил «Азаттыку», что заключение в одиночную камеру незрячего человека «равносильно пыткам». Он расценил задержание милицией активиста с применением силы и наручников и последующее его водворение в СИЗО как антигуманное решение.
По словам Адиля Турдукулова, «в этих действиях присутствуют признаки выполнения «поручения сверху» с учетом того, что дело в отношении Ормукова было возбуждено по заявлению депутата от партии власти – СДПК – Дастана Бекешева».
Комитет, констатируя, что органы власти не реагируют на обращения с требованием освободить активиста, направил президенту Сооронбаю Жээнбекову, а также в парламент КР послание с просьбой «обратить внимание на судьбу и жизнь поэта, которые находятся под прямой угрозой из-за жестоких действий прокуроров, судов и милиции».
А правозащитник Ондуруш Токтонасыров 5 апреля провел акцию у здания Жогорку Кенеша с требованием освободить Темирлана Ормукова из-под стражи. Он назвал задержание незрячего активиста политическим преследованием и отметил, что это противоречит принципам демократии:
— Мы знаем, что Ормуков порезал себе живот лезвием. До этого его довели вы – власти. Сегодня его арестовали как террориста, когда он лечился. Это бесстыдство. Задержание Темирлана Ормукова мы считаем ударом по свободе слова и правам человека. Уважаемый президент, уважаемые депутаты, освободите Ормукова! Темирлан, мы тебя поддерживаем! Пиши, как и раньше, острые стихи с критикой власти.
Темирлан Ормуков порезал себе живот лезвием 29 марта, когда его вызвали в ГУВД и собирались взять под стражу. Он пояснил, что пошел на такой шаг в знак протеста против гонений на него. Позже его доставили в кардиологическое отделение госпиталя железнодорожников, где активист и проходил лечение. Пока 5 апреля его не забрали оттуда и не доставили в СИЗО №1.
Темирлан Ормуков был ранее осужден по статье «Клевета» из-за своих критических стихов в адрес экс-президента, в которых следствие и судьи обнаружили признаки возбуждения межрегиональной розни. С заявлением по этому поводу обращался депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев. Октябрьский районный суд вынес решение о заключении его в СИЗО №1 на месяц за то, что «он не является на судебные заседания». Вместе с этим под арест была взята и его квартира.
Член фракции СДПК Дастан Бекешев, судящийся с активистом, объяснил конфликт с Ормуковым следующим образом:
— В «Кыргызском обществе слепых и глухих» возник спор по поводу распределения бесплатных квартир. После этого мы решили создать рабочую группу и начали изучать это дело. Тогда выяснилось, что Темирлан Ормуков договорился с прежним руководителем Общества и незаконно получил жилье – он продал имеющуюся у него квартиру и получил бесплатную.
Я это обнародовал. Дело начали расследовать правоохранительные органы. Он в ответ обвинил меня в коррупции и подал в прокуратуру заявление из семи пунктов. Несмотря на то, что я сказал, что все было проведено законно, прокуратура проверяла целый год. После того, как проверка ничего не выявила, я подал в суд на Ормукова за распространение ложных сведений.
Активист в свою очередь считает эти уголовные дела политическими гонениями на себя.
«Я не отступлюсь от сказанного и прощения просить не буду. Я только один раз ходил в аппарат президента с просьбой угомонить Бекешева. Тогда и я успокоюсь, сказал им. Пусть депутат Дастан Бекешев даст мне свободу, оставит меня в покое. Он пытается отобрать у меня мой магазин, мою квартиру, пусть не трогает это. Потом я ходил в аппарат правительства, они меня не выслушали.
Все они, объединившись, демонстрируют силу. Ладно, можно месяц преследовать, два месяца, запугивать день-два… Но давление не прекратилось. Чем бесконечно это терпеть, лучше один раз отмучиться. Я доказал бы вину Бекешева, но мне не дали возможности», — заявил Темирлан Ормуков 29 марта.