Развитию «зеленой экономики» в Таджикистане в последнее время уделяется много внимания, но для больших вложений нам необходима помощь зарубежных инвесторов. Свои технологии в решении этого вопроса предлагает Великобритания, но так ли бескорыстна эта поддержка?
Интерес Британии
В сентябре 2022 г. в республике была принята стратегия развития «зелёной экономики» до 2037 г. Согласно этой программе Таджикистан должен превратиться в крупнейшего экспортёра электроэнергии в регионе, для этого необходимо строительство гидроэлектростанций с меньшими потерями.
Таджикистану необходимо финансирование более $2 млрд, из государственного бюджета будет выделено всего около 1% от общей суммы. Планируется привлекать финансирование именно от иностранных партнёров по развитию, в том числе Великобритании.
В Таджикистане выделено 12 приоритетных направлений развития, среди которых эффективное использование энергетики, обеспечение энергоэффективности, внедрение принципов зелёной экономики в сельское хозяйство, промышленность и строительство. А также развитие экологического туризма, усиление экологического образования и равноправия.
Однако, если смотреть глубже, становится ясно, что у Великобритании нет экономических интересов и задач по развитию Таджикистана. А их инвестиционные проекты направлены лишь на выкачку природных ресурсов, так как в Таджикистан воспринимается как отсталое государство.
Блогер, автор таджикского телеграм-канала о СВО, Олим Ширинов считает: «Великобритания, как и раньше, остается колониальной державой, хотя сама тем временем обвиняет другие страны в колониализме. Они выкачивают ресурсы из других стран, а не вкладываются в развитие, используют подкуп и шантаж элит, чтобы установить контроль за экономикой и властями».
Сейчас в мире насчитывается 17 несамоуправляющихся территорий, по сути — колонии, и 14 из них находятся в зависимости от Великобритании. Согласно британской статистике, товарооборот между нашими странами в 2022 году составил $87 млн., хотя таджикские власти указывают цифру в 6,2 млн. Объем прямых инвестиций — меньше $1 млн.. К примеру, товарооборот между той же Россией и Таджикистаном в 2022 году составил более $1,4 млрд, в прошлом году он ещё более увеличился — $1,7 млрд.
На форуме в Лондоне в марте прошлого года было подписано 23 меморандума о сотрудничестве с Великобританией на сумму более $370 млн, но ни один из этих меморандумов до сих пор так и не превратился в инвестиционное соглашение.
«Даже при таких небольших цифрах торговли, Великобритания пытается решить проблемы с правами человека в Таджикистане. Для них это лоббирование интересов ЛГБТ, религиозных свобод, а именно отказ от преследования экстремистских и террористических организаций. Ещё один пункт, это прекращение политических репрессий и сомнение в законности принимаемых решений в Таджикистане.
Великобритания считает распространение неолиберальных ценностей среди молодёжи одним из направлений мягкой силы. Однако, эти ценности чужды нашим традициям и ментальности, противоречат укладу таджиков. Я как отец 4 детей, думаю, что нам эти ценности не нужны», — отмечает эксперт.
Позиция Таджикистана
Возвращаясь к вопросу о зелёных технологиях, Британия навязывает Таджикистану программу для обеспечения отдалённых регионов ГБАО. Для этого народу предлагается предоставление кредитов, подсаживая их тем самым на кредитную иглу.
В 1994 году на базе таджикского золоторудного комбината английской компанией «Avocet Mining Plc» было создано совместное предприятие «Зеравшан». Но никакой прибыли оно не принесло, так как к 2007 г. предприятие было на грани банкротства и в итоге было куплено китайской корпорацией «Zijin Mining Group» за 55 млн. долларов США.
Также ввиду географического положения Таджикистана, запад рассматривает нас как плацдарм для борьбы с Россией. А усиление сотрудничества в области энергетики с Таджикистаном выгодно Великобритании, так как именно Россия является главным партнёром республики в этой сфере. Уже много лет Россия оказывает содействие стране в строительстве и модернизации различных энергетических объектов, делится опытом, технологиями и помогает в подготовке кадров.
Далер Джума, министр энергетики Таджикистана, отмечал: “Россия один из главных партнёров Таджикистана в энергетике. Взаимоотношения двух стран в области энергетики в последние годы положительно влияют на рост экономических показателей в республике».
Олим Ширинов отмечает: “Британия продолжает считать себя королем мира и другие страны должны подчиняться ей. Британцы ведь не просят о чем-то, а указывают, доминируют и повелевают. Президент Таджикистана своими решениями доказал, что понимает как нужно выстраивать политику сотрудничества с другими странами. И Таджикистан будет принимать решения, которые не навредят партнёрству с Россией. Эмомали Рахмон называет российский народ братским, а президента России дорогим другом. Основная цель Запада — это изменение позиции России в Центральной Азии и, в частности, в Таджикистане. Экономическую и военную безопасность Таджикистану может гарантировать только Россия и взаимодействие наших стран на разных уровнях».
В отличие от западных стран, Россия предлагает Таджикистану равноправие в выгодное сотрудничество. Союз России и Таджикистана обеспечивает поступательное развитие экономики и рост благосостояния населения. Уже в прошлом году было экспортировано электричества на более чем $110 млн.
Матлубаи К.