Таджики и кыргызы в ожидании открытия границ и приграничных рынков.

Бихалича Зохидова живет в селе Калъача Бободжонгафуровского района, которое находится на границе с Кыргызстаном. Она — педагог по профессии, но большую часть времени работает на земле. Зохидова начала заниматься фермерской деятельностью задолго до того, как начались конфликты на границе.

Въезд в джамоат Овчи Калъача Бободжонгафуровского района. Фото Фарзоны Муроди. 23 января 2023 года.

Все началось с того, что она в 1995 году получила согласие руководства местного колхоза на освоение 4 га пустыря на берегу реки Ходжа Бакирган. Много труда пришлось вложить, чтобы безжизненная земля превратилась в плодоносящий сад и плантацию овощей. Всё с надеждой на то, что доходы от земли поднимут благосостояние ее семьи на качественно новый уровень.

Несколько лет назад Бихалича Зохидова, участвуя в проекте Ассоциации деловых женщин Таджикистана, в кредит купила 4800 штук рассад калифорнийской клубники сорта «Альбион» и посадила их на 20 сотках земли. В первый же год она получила хороший урожай.

Крупные, ярко-розового цвета ягоды с мягким вкусом имели хороший товарный вид. И покупатели на приграничных рынках сразу оценили новый продукт.

Фермер Бихалича Зохидова собирает по нескольку урожаев в год. Фото Фарзоны Муроди. 2 ноября 2023 года.

«Не успевала вынести ягоды на рынок, покупатели были тут как тут, —  поделилась своими успехами Зохидова. — Особенно американская клубника полюбилась соседям-кыргызам. Может потому, что таких сортов у них не было».

Успешное начало нового дела вдохновило предпринимательницу, и она на следующий год вдвое расширила площадь клубники. И жители айилов соседнего Кыргызстана стали главными её клиентами.

«Они звонили, заказывали, приезжали за ягодами даже не в рыночные дни», — вспомнила приятные прошлые впечатления фермер.

Однако конфликты на границе привели к тому, что она лишилась рынка сбыта и части своих клиентов.

Участившиеся конфликты на таджикско-кыргызской границе в апреле-мае 2021 года переросли в военное столкновение с тяжелыми последствиями. Власти Кыргызстана в июне 2021 года приняли решение закрыть границу с Таджикистаном. Через год с небольшим, в сентябре 2022 года произошел новый кровавый конфликт, который еще более ухудшил ситуацию на границе. Были большие человеческие потери с двух сторон. Конфликты привели практически к полному разрыву экономических связей двух стран.

По данным Управления Агентства по статистике при Президенте Таджикистана в Согдийской области, если товарооборот через КПП Согдийской и Баткенской областями в 2020 году составлял $46 млн., то по итогам 2021 года он снизился до $38 млн., а по итогам 2022 года составил всего $3,6 млн.

Показатели 9 месяцев текущего года ($229,2 тысячи) свидетельствуют о том, что как таковой торговли между Таджикистаном и Кыргызстаном теперь нет. Скупые цифры в несколько сот тысяч долларов это скорее стоимость товаров, провезенных через границу по особым разрешениям.

Закрытие границы с Кыргызстаном негативно сказалось не только на торговле между крупными компаниями, занимающимися экспортом и импортом товаров, но и нанесло сильный удар практически по всем фермерам и предпринимателям в приграничных районах двух стран. Многие, потеряв рынки сбыта, либо изменили направление своего бизнеса, либо свернули свою предпринимательскую деятельность.

Пострадала от закрытия границы и Бихалича Зохидова. Сократилось у нее число клиентов, пал спрос на клубнику. Дошло до того, что часть урожая стала пропадать. Бихалича начала искать новые рынки, объезжая города, крупные рынки на территории Согдийской области. Ей удалось заключить несколько контрактов с супермаркетами и торговцами на рынках в городе Худжанде. И дела пошли на поправку.

«Сейчас покупатели приезжают сами. Прямо с поля забирают товар и тут же рассчитываются. Приезжают не только из Худжанда, Истаравшана, Душанбе, но даже из Бекабада и Ташкента», — с удовлетворением рассказывает о повороте своего бизнеса фермер.

Сейчас килограмм первого сорта клубники прямо с поля она продает по цене 50 сомони (более $4,5), а на рынке ягода стоит чуть дороже — 60 сомони (более $5).

На плантациях клубники фермерского хозяйства Бихаличи Зохидовой работают женщины-домохозяйки. Фото Фарзоны Муроди. 2 ноября 2023 года.

Эти доходы позволяют Зохидовой оплачивать труд своих помощниц, покупать минеральные удобрения, нести и иные сопутствующие расходы. Бихалича желающим из числа своих помощниц заняться выращиванием клубники раздает бесплатно рассады, чтобы те могли открыть свое дело.

Зохидова для сбора урожая и полевых работ привлекает женщин-домохозяек и своевременно оплачивает их труд.

«Помощницы мне нужны и потому, что на берегу речки у меня вырос целый сад, где полно фруктов. Их тоже нужно собирать, некоторые виды сушить. Растут овощи, кормовая культура, для уборки которых нужны рабочие руки. Словом, работа на земле не только мне и моей семье приносит доходы, но обеспечивает рабочими местами моих односельчан», — пояснила Бихалича Зохидова.

Планы на будущее

«Хочу поставить на поток круглогодичное производство клубники. Для этого необходимо построить теплицу. Надеюсь, к тому времени будет открыта граница с Кыргызстаном, и я начну вновь осуществлять поставку клубники для соседей», — рассказала Бихалича о ближайших планах.

Фермер Бихалича Зохидова намерена с помощь насоса подавать воду из канала Ходжа Бакирган в свой сад. Фото Фарзоны Муроди. 2 ноября 2023 года.

Есть еще одна проблема — орошение

Река Ходжа Бакирган, которая берет начало на территории Кыргызстана, маловодна. Особенную остроту приобретает вопрос полива в начале весны, когда объема воды в бассейне реки становится меньше.

«Ежегодно весной мы испытываем большой дефицит поливной воды. Эту проблему можно решить, если организовать подачу воды из бассейна реки Ходжа Бакирган с помощью насосов. Однако проект этот дорогостоящий. Всё зависит от того, каковы будут наши доходы. Если удастся реализовать проект, тогда  можно будет значительно расширить площадь посевных земель. Это новые рабочие места, дополнительный объем урожая и новые доходы», — считает фермер.

“Никогда не делила своих учеников по национальности”

Педагог Билахича Зохидова, несмотря на успехи в бизнесе, не расстается со своей основной профессией. За ее плечами почти 40 лет работы в сфере образования. За эти годы она воспитала и обучила сотни таджикских и кыргызских детей.

«Я никогда не делила своих учеников на таджиков, узбеков и кыргызов. До распада СССР многие дети из Кыргызстана учились в нашей школе. Со многими из бывших учеников я поддерживаю связь и ныне. Есть среди них те, кто достиг больших высот. Есть и обычные трудовые мигранты. Некоторые звонят, с иными общаемся через Интернет. Уверена, что сложный период наших отношений останется позади, и все встанет со временем на свои места», — добавила Зохидова.

Надежда на восстановление доверия и дружбы

Бихалича Зохидова, рассказывая о традиционных добрососедских отношениях между таджикским и кыргызским народами, сказала, что торговля может стать самым эффективным инструментом восстановления и укрепления доверия между ними.

«Когда народы торгуют, они будут стараться проявлять друг к другу уважение, расположить партнера к себе. Торговые отношения являются своего рода сдерживающим фактором при возникновении конфликтных ситуаций. Когда границы были открыты, когда работали рынки, не было неприязни, ненависти. Была атмосфера добра, справедливости, любви, уважения. Доверие друг к другу было на высоком уровне. Торговля помогала поддерживать добрососедские отношения», — сказала Бихалича Зохидова, выразив уверенность в восстановлении дружеских отношений между Таджикистаном и Кыргызстаном.

Фарзона Муроди

Читайте нас также в FacebookTelegramInstagramTwitterВКонтакте и OK 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.