Два таджикских клуба находятся в глубоком кризисе. Один – сменил название, другой – продал автобус.
На днях клуб «Вахш» был преобразован в государственное учреждение и теперь называется «Хатлон» из города Бохтар. Об этом журналистам сообщил председатель города Бохтар (бывший Курган-Тюбе) Абдуалим Исмоилзода. Такое решение принято в связи с тяжелым финансовым положением клуба. Команда не смогла найти спонсора. «Нас обеспокоила судьба клуба, и мы попросили руководство Хатлонской области разрешения на финансирование команды из городского бюджета. Руководство поддержало нашу инициативу и разрешило нам спонсировать клуб», — рассказал Исмоилзода.
Команда «Вахш», основанная в 1960 году, меняет название не в первый раз. С 1966 по 1984 годы клуб именовался «Пахтакор». Клуб долгие годы играл во втором дивизионе чемпионата бывшего СССР. После распада Советского Союза команда играла в высшей лиге чемпионата страны и неоднократно становилась победителем. Однако в последние несколько лет команда испытывает финансовые трудности.
А немногим ранее руководство клуба «Равшан» (Куляб) продало автобус, чтобы сохранить присутствие в первой лиге чемпионата страны. Как нам сообщил источник в команде, автобус продали клубу «Баркчи» за 87 тыс. сомони (около $10 тысяч). Последние годы кулябская команда испытывает большие трудности в финансовом плане, а, совершив продажу автобуса, она немного подправила свое положение. Но, тем не менее, остается на грани банкротства. У кулябской команды несколько лет нет спонсора. Из-за финансовых проблем «Равшан» не сумел выступить в прошлом сезоне в чемпионате высшей лиги, и отправился играть в первую лигу.
Финансовые трудности испытывают и другие команды Таджикистана, сводя концы с концами. Подобное происходит не первый сезон. Пару лет назад под вопросом была судьба турсунзадевского «Регар-ТадАЗа». Команда не могла платить зарплату своим игрокам и тренерам в полном объеме. Главный спонсор команды алюминиевая компания «Талко» находилась в весьма затруднительном положении. Футболисты «Регар-ТадАЗа» не выходили на тренировки. Через некоторое время ситуация более-менее была налажена и клуб сохранил место в высшей лиге, но команда отказалась от услуг игроков-легионеров, а также иногородних футболистов.
Фархорский «Хосилот», который в позапрошлом сезоне выстрелил и занял второе место в чемпионате, в сезоне-2017 столкнулся с серьезные финансовыми проблемами. Состав клуба был укомплектован очень хорошо, проблем с зарплатами не было, футболисты играли во всю мощь. Но как только новый сезон был ознаменован для команды кризисом, команду покинул ряд ведущих игроков. Команда раздала футболистов по другим клубам Таджикистана и еле-еле завершила прошлый чемпионат, на последнем, кстати, месте.
В сезоне-2016 в высшей лиге не смог выступить ФК «Далерон-Уротеппа», попавший в серьезный финансовый кризис. Вахдатский «Хайр» и худжандский «Парвоз» после чемпионата-2016 также покинули высшую лигу и едва смогли доиграть тот сезон. В новом, 2017-м чемпионате, они уже опустились рангом ниже.
А в прежние годы многие таджикские клубы и вовсе были признаны банкротами и прекратили свое существование. Если взглянуть на историю чемпионатов Таджикистана, это не первые случаи кризиса различных клубов. Таких команд за все сезоны было много, и банкротство — дело привычное.
В течение этих лет из чемпионата Таджикистана среди команд высшей лиги исчезли многие команды. Одни – полностью, другие существуют в низших эшелонах и любительских турнирах.
Достаточно посмотреть на список этих команд: в Согдийской области – «Динамо» (Худжанд), «Олими Каримзод» (Мастчох), «Пахтакор» (Джаббар Расулов), «Спитамен» (Спитамен), «Зарафшон» (Пенджикент), «Истаравшан» (Истаравшан); в Хатлонской области — «Джавони» (Куляб), «Хулбук», «Ранджбар», «Самар-Умед» (Восе), «Дангара», СКА (Кумсангир), «Саддам» (Сарбанд), «Файзали Саидов», «Бахтиёр» (Бохтар), «Худжа Карим», «Сафарбек Каримов» (Хуросон); в Душанбе – «Ситора», «Динамо», «Варзоб», «Бофанда», «Поиск», БДА, «Хима», «Ориёно», «Гвардия»; в ГРРП — «Орион» (Рудаки), «Шухрат», «Баракат», «Шахринав» (Шахринав), «Шодмон», «Фаррух».