6 ноября 1994 года народ Таджикистана после обретения суверенитета принял свою первую Конституцию путем всенародного референдума. Таким образом были определены главные направления развития и процветания государства. Принятие Конституции является историческим этапом, когда таджикское общество перешло из социалистического строя в свободное демократическое устройство, то есть из государственного правления Союза советских социалистических республик в национальное правовое и самостоятельное государство.
С тех пор Конституция Республики Таджикистан гарантирует обеспечение свободы совести и вероисповедания, свободы слова и другие действующих законов страны. Гарантия подлинности нормативно-правовых актов в отношении свободы совести заключается прежде всего в признании и соблюдении таких норм, как равноправие и свобода человека и гражданина независимо от религиозной принадлежности, свобода выбора или отказа от религии, свобода возможности получать религиозное обучение, недопущение политической, экономической и социальной дискриминации независимо от религиозной принадлежности, свобода создания религиозных объединений, свобода объявления или необъявления религиозной принадлежности и др.
Согласно статье 17 Конституции Республики Таджикистан, государство гарантирует права и свободы каждого независимо от его вероисповедания. В частности, в статье 26 Конституции Республики Таджикистан отражено право граждан Таджикистана на выбор и свободу вероисповедания, согласно которому “каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов».
Следовательно, в данной статье отражено право гражданина на отношение к религии независимо от гражданского состояния и материального положения, религиозной и расовой принадлежности, самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать или неисповедовать какую-либо религию. Каждый совершенно свободен в своем религиозном мировоззрении. Всевышний в 256 аяте суры “Бакара” говорит: “Нет принуждения в религии”.
Вышеуказанная статья Конституции Республики Таджикистан вместе с положением статьи 8 и другими статьями, связанными со свободой совести, показывает, что в Республике Таджикистан никто не имеет право на этой основе допускать нарушение закона гражданами, вмешиваться в вопросы личного отношения к религии, следованию или неследованию религиозному учению, так как Конституция Республики Таджикистан дает полную гарантию свободы совести, выбора религии и практического следования или неследования религиозному учению и считает это личным делом каждого гражданина. Принимая во внимание формирование и реализацию государственной политики Правительства Республики Таджикистан, законодательство РТ в области религии имеет методическое значение, способствует его соблюдению и укреплению нормативно-правовых актов, единству, миру, стабильности и толерантности граждан страны.
Свобода совести и веры считается одним из важнейших достижений человечества. Каждое современное демократическое правовое государство прежде всего гарантирует свободу совести.
Свобода совести является одним из основных личных (гражданских) прав человека и включает в себя свободу личности от всякого идеологического контроля, право каждого на самостоятельное выражение своего мнения во имя достойной жизни, выбора системы нравственных ценностей. Свобода совести – это выражение фундаментальных прав человека и предполагает свободу выбора мировоззрения.
Человек свое право видит в свободе совести, чувствует себя свободной личностью в обществе, появляется смысл в жизни, и он определяет свое положение в жизни.
Таким образом, свобода совести является одним из важнейших прав человека, и его претворение в жизнь влияет на процветание страны, восстановление гражданского общества, реализацию других прав и свобод. Понятие “свобода совести” по смыслу близко понятию “свобода мысли”, и в большинстве случаях используется во взаимосвязи.
Понятие свобода мысли и совести намного шире, чем свобода вероисповедания. Свобода мысли и совести охватывает и атеистические идеи, сюда можно отнести не только религиозный аспект, но и все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не ограничивается государством. Атеист (неверующий) -это человек, который не верит в существование сверхъестественной силы.
Свобода вероисповедания является одним из элементов свободы совести и имеет прямое отношение к религии и практикуется в той же области. Свобода вероисповедания является негативным правом, а защита религиозной свободы со стороны государства подразумевает разнообразие религий. Государство имеет право вмешиваться только тогда, когда нарушаются общепринятые правила поведения в обществе, нарушаются законы страны, когда жизнь, здоровье, права и свободы граждан находятся под угрозой.
Свобода вероисповедания является одним из основных личных (гражданских) прав человека, которая включает в себя право верить в любую религию индивидуально или совместно с другими, свободно выбирать, обладать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Таким образом, свобода вероисповедания включает в себя: право совершать религиозные обряды и обычаи свою религию; право распространять религию; право на получение религиозного образования; право осуществлять благотворительную деятельность; право осуществлять религиозную, культурную и образовательную деятельность; свободу от дискриминации на религиозном основании.
Уважение прав человека, свободы совести и убеждений и вера в оправдание всех религиозных актов и наказаний отдельных лиц или религиозных организаций несовместимы. Например, ни гражданская, ни уголовная ответственность не могут распространяться на всю религиозную организацию только потому, что один или несколько ее членов обвиняются в правонарушении или совершении преступления.
На протяжении многих веков отношения между верующими и неверующими (представителями разных религий) были очень сложными. Были времена, когда верующие страдали из-за своей любви к Господу. К примеру, достаточно вспомнить судьбу первых христиан в Древнем Риме.
В средние века, в период полного господства веры, состояние тех, кто не верил вообще или в недостаточной степени, было плачевное. В двадцатом веке в ряде социалистических стран по религии был нанесен сокрушительный удар. В Советском Союзе отношения верующих с Советской властью были драматичными.
В нашей стране каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии.
В советское время хадж совершали только 30 человек в год, но сейчас более 6000 мусульман в Таджикистане имеют возможность делать это каждый год. Исследования показали, что в советский период насчитывалось 17 мечетей, а после обретения независимости Республики Таджикистан по мудрой инициативе Лидера нации, уважаемого Эмомали Рахмона начали работать 49 центральных соборных мечетей, 327 соборных мечетей, 3609 мечетей ежедневной пятикратной молитвы, 2 комитета по развитию джамоата Исмаилитского имама, 1 джамоат и 66 немусульманских религиозных организаций.
Следует отметить, что по инициативе Лидера нации в столице нашей страны, Душанбе, была построена мечеть для одновременного приема 150 000 молящихся, которая является одной из крупнейших мечетей в Центральной Азии.
Кроме того, ведется строительство нового семиэтажного здания Исламского института Таджикистана возле мечети, которое будет сдано в эксплуатацию в 2021 году.
Вышесказанное свидетельствует о том, что правительство Республики Таджикистан проявляет особый интерес к религии.
Государство обязуется на законных основаниях обеспечить равные права верующих и неверующих, а также представителей одной религии с представителями другой веры. В этом отношении Конституция Республики Таджикистан принципиально отличается от других, включая Конституцию советской эпохи, и соответствует действующим Конституциям демократических стран и положениям международных договоров по правам человека.
Если говорить о религиозных течениях или искусственно созданных сектах одержимыми учителями, оскорбляющими обычаи и обряды людей и т.д., то здесь можно упомянуть такие экстремистские и террористические организации как «ИГИЛ, Аль-Каида, Талибан, Ансарулла, Исламское государство», которые полностью отрицают право граждан на свободу совести и от имени исламского шариата обращаются к ереси, многобожию и неверию для того, чтобы распространять идеи своей партии и общины, необходимую информацию для достижения своих гнусных целей.
Каримов Абдурахим, декан факультета восточной филологии Таджикского исламского университета имени Имама Аъзам Абуханифы
Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss