При этом важно понимать, что львиная доля всей иностранной помощи, оказываемой США, предоставлялась через Агентство по международному развитию (USAID). А 3 февраля в Вашингтоне закрыли штаб-квартиру агентства — это произошло на фоне решения главы департамента эффективности государственного управления США (DOGE) Илона Маска. Он назвал USAID преступной организацией, которую пора ликвидировать . «Это змеиное гнездо радикально левых марксистов, которые ненавидят Америку», — считает Маск.
Судя по всему, президент США Дональд Трамп с этими заявлениями согласен и тоже добивается закрытия агентства и обвиняет его в «невиданной» коррупции: «То, как они тратят деньги, зачастую мошенническими способами, абсолютно необъяснимо», — отметил президент.
Помимо закрытия центрального офиса USAID, из агентства уволено 97% сотрудников. Конечно, такое событие всколыхнуло общественность по всему миру, ведь USAID работало уже больше 60 лет и ежегодно в рамках своей деятельности выделяло огромные средства во всех уголках мира. Насколько конструктивна была их деятельность, это отдельная тема, которой мы еще коснемся, но то, что гранты агентства обеспечивали заработок большому числу людей по всему миру — это факт.
Для Таджикистана это и было одним из отрицательных факторов деятельности USAID и других западных НПО в стране — грантозависимость. То есть в стране работало множество общественных организаций, ориентированных не на потребности общества, а на продвижение повестки грантодателя. Они не обладали никакой самостоятельностью, и их существование фактически зависело от зарубежного финансирования, в случае прекращения которого их деятельность не могла продолжаться – что и случилось после указа Трампа.
Более 30 лет USAID осуществляла в нашей стране то, что называла борьбой за демократию и развитием гражданского общества. На проекты в Таджикистане было выделено более 650 млн. долларов, и они охватывали самые разные сферы. Однако, заявления Трампа о «неслыханной» коррупции, конечно, небезосновательны, и соответствие использования средств заявленным целям, вызывают сомнение, в том числе, в таджикских проектах.
В качестве примера можно привести создание Ассоциации водопользователей при поддержке USAID. Целью инициативы было совершенствование менеджмента ирригационными системами, но предоставленный ресурс не позволял рассчитывать на видимый результат, что подтверждали фермеры, заинтересованные в реализации данного проекта. При этом было заявлено о выделении на проект нескольких миллионов долларов, что явно не соответствовало полученному эффекту.
Много проектов USAID в Таджикистане было направлено на сферу образования, но задачу по повышению качества среднего образования они не выполнили, поскольку внедряемые программы не соответствовали реалиям и образовательным стандартам Таджикистана.
USAID было также нацелено на совершенствование системы здравоохранения в республике: большие средства выделялись на борьбу с туберкулезом и ВИЧ, однако существующие в агентстве барьеры и нерациональное распределение финансов не позволили достичь значимого результата в этом вопросе — по отзывам врачей, после реализации программ USAID необходимой помощи по-прежнему не хватало.
Как отмечает таджикский журналист Фахриддин Холбек, даже представители власти США подтверждают причастность USAID и организаций, находящихся под их влиянием, к «цветным революциям в Грузии, Кыргызстане и Украине, к «арабской весне» и поддержке моджахедов и Аль-Каиды. «Каждую неделю Талибан получает от США 80 миллионов долларов, а ИГИЛ — это продукт ЦРУ, по словам самой Хиллари Клинтон», — говорит Холбек.
В качестве подтверждения этого мнения, журналист обращает внимание на то, что закрытие USAID и приостановка финансирования прокси-организаций вызвала негативную реакцию у иранских и других оппозиционных сил, нацеленных на свержение власти. Эксперт отмечает, что спецслужбы работали с помощью «мягких сил» и в Афганистане: Турецкое агентство по сотрудничеству и координации способствовало свержению режима Башара Асада. А Норвежское агентство по сотрудничеству в целях развития, якобы занимаясь улучшением репродуктивного здоровья и здоровья матери и ребенка в провинциях Афганистана, занимались восстановлением Талибана.
Холбек также говорит об информации, подтверждающей обучение в США за счет USAID лидера «Аль-Каиды» Анвара аль-Авлаки, который подозревался в причастности к нескольким терактам, в том числе теракту 11 сентября 2001 года.
По мнению журналиста, проекты USAID были больше громкими, чем полезными для общества, а представительства НПО в различных странах являлись «гнездами шпионов» — именно по этой причине деятельность USAID была запрещена в нескольких странах. Но, как считает эксперт, причина закрытия USAID заключается вовсе не в этом: «Администрация Трампа «пересматривает» или закрывает USAID не потому, что он делает плохие дела за рубежом, а потому, что он больше не эффективен. Будет другой USAID, более эффективный».
Несмотря на имеющиеся негативные факты о деятельности USAID, ее закрытие нельзя считать однозначно хорошей новостью хотя бы потому, что тысячи людей лишились работы, а тысячи нуждающихся не получат социальную помощь, на которую рассчитывали. Однако, данный факт хорошо показывает ненадежность западных партнеров, полное доверие которым может привести к пагубным последствиям.
Матлубаи Кодирзод