Афганистан, расположенный в южной части Центральной Азии, обладает сравнительно небольшой территорией, охватывающей чуть более 650 тысяч квадратных километров, с населением около 40 миллионов человек. Однако, несмотря на свои размеры, эта страна уже долгое время привлекает внимание мирового сообщества из-за своей роли в международной безопасности. Афганистан является крупным источником терроризма и наркоторговли, что создает серьезные вызовы для глобальной стабильности.

Решение «афганского вопроса»

Особенно остро афганская проблема ощущается в Таджикистане, который граничит с Афганистаном на значительном протяжении. Другие государства Центральной Азии также находятся в зоне риска из-за соседства с этой нестабильной страной. Для них угроза безопасности, исходящая из Афганистана, остается одной из ключевых. 

Вопрос, который неизменно возникает в контексте региональной безопасности, заключается в том, что достаточно ли предпринимаемых международным сообществом усилий для решения этих проблем. Могут ли страны Центральной Азии, включая Таджикистан, чувствовать себя в безопасности благодаря текущей ситуации? Обеспечивают ли международные инициативы и программы реальную защиту от угроз, исходящих из Афганистана? Эти вопросы остаются актуальными, требуя постоянного внимания и эффективных решений на глобальном уровне.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказал идею о том, как решить «афганский вопрос». Он предложил создать в Алматы Региональный центр ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана.

Организация Объединенных Наций с момента своего основания 24 октября 1945 года играет ключевую роль в поддержании международной безопасности. Созданная после Второй мировой войны для предотвращения будущих конфликтов, ООН работает над развитием дружественных отношений между странами, решением глобальных проблем и обеспечением прав человека. Важные цели ООН до 2030 года включают устранение нищеты и голода, обеспечение здоровья, образования, гендерного равенства, доступ к воде и энергии, устойчивый экономический рост, инновации и другие цели.

Но, к сожалению, не все так просто. ООН все чаще упрекают в том, что организация утратила свою роль независимого посредника в международной политике и стала инструментом влияния Запада. Независимые институты под эгидой ООН фактически продвигают интересы транснациональных корпораций и политических элит на глобальном уровне. Критики отмечают непрозрачность их деятельности, кадровый дисбаланс в сторону западных специалистов (головной офис секретариата ООН находится в Нью-Йорке, а два из трех отделений расположены в Европе).

Поэтому вызывает сомнение помощь ООН в решении проблем Афганистана. Может ли центр стать очередным инструментом Запада в плане продвижения своих интересов в Центральной Азии?

Американский след

Эксперт по Центральной Азии и главный редактор таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридун Усмонов считает, что правительство «талибов»* не заинтересовано в проектах, реализуемых США, Россией или любой другой страной под эгидой ООН в Афганистане. По его мнению, «талибы»* прежде всего стремятся к тому, чтобы их представители были признаны и получили место в ООН. «Сейчас в ООН интересы Афганистана представляет человек от уже несуществующего правительства Ашрафа Гани. Поэтому любые усилия и инициативы от имени Афганистана, которые не реализуются на его территории, бессмысленны», – отмечает Усмонов.

Кроме того, эксперт выражает сомнение в том, что США можно доверить вопросы безопасности вокруг Афганистана. «Сами «талибы»* заявляют, что американские дроны иногда летают над территорией Афганистана, собирая информацию и пытаясь контролировать ситуацию. Меры, которые предпринимают США в Афганистане, направлены на давление и контроль. Мы понимаем, что присутствие США в регионе имеет деструктивный характер, но остается неясным, насколько «талибы»* независимы от влияния США. Вероятно, они продолжают поддерживать диалог и не полностью освободились от этого влияния», – заключает Усмонов.

США за 20 лет военного присутствия в Афганистане не смогли искоренить там терроризм и привели страну к кризису. На самом деле такая ситуация соответствует их геополитическим интересам. Большинство американских проектов в регионе, как и их попытки участвовать в решении афганской проблемы, прикрыты социальной значимостью, но на самом деле направлены на продвижение своих интересов. 

Необходим ли диалог?

Эксперт подчеркивает: «Для Таджикистана и других стран региона важно, чтобы Афганистан стал безопасным и стабильным государством, которое не угрожает территориальной целостности своих соседей, не создает негативную атмосферу в регионе и имеет демократическое руководство. Однако правительство «Талибана»* не было демократически избранным, они пришли к власти военным путем и это создает угрозу для всего региона. С точки зрения Таджикистана, диалог с правительством Афганистана возможен только при условии участия всех политических партий и создания инклюзивного правительства. В Афганистане же сегодня деятельность всех политических партий запрещена, поэтому и дипломатический диалог невозможен. Общественности до сих пор не понятно, о чем три года назад в Катаре договорились руководство «Талибана»* и США. Что касается России, которая пытается наладить диалог с «Талибаном»*, важно, чтобы все союзники РФ были в курсе подробностей данных переговоров”.

Россия считает развитие рабочего диалога с «талибами»* одной из необходимых мер для вывода Афганистана из кризиса и формирования безопасной обстановки в регионе. Минимизация угрозы со стороны Афганистана — ключевая задача как в двусторонних отношениях Таджикистана и России, так и в рамках региональных организаций, таких как ОДКБ. 

По мнению российских властей, афганская проблема — это задача, в первую очередь, соседей Афганистана. Для России важно, чтобы эта страна стала мирной и независимой, а с ее территории не исходило угроз третьим странам. В этой связи Россия активно участвует в различных международных и региональных инициативах по стабилизации ситуации в Афганистане, включая дипломатические усилия и гуманитарную помощь. 

В 2024 году одним из ключевых шагов России стало предложение российским МИДом и Министерством юстиции исключить «талибов»* из списка террористических организаций. Этот шаг был признан необходимым для укрепления связей и обеспечения безопасности в регионе. Москва проводит регулярные встречи с представителями «талибов»*, стремясь к сотрудничеству в борьбе с террористическими группировками и к укреплению экономических связей. Важным аспектом российской политики является развитие экономических проектов с Афганистаном. Объем торговли между двумя странами значительно вырос и превысил миллиард долларов. Россия заинтересована в создании инфраструктурных проектов, таких как Международный транспортный коридор «Север-Юг», и в развитии афганской экономики путем инвестиций в нефтегазовую отрасль и сельское хозяйство.

Таким образом, Россия стремится к всестороннему сотрудничеству с Афганистаном, несмотря на сложности и потенциальные риски, связанные с деятельностью «талибов»*. Дадут ли эти усилия результаты и повысят ли безопасность в центрально-азиатском регионе — покажет время.

Садаф НАЗАРОВА 

*Талибан- запрещенное в Таджикистане радикальное движение

Читайте нас также в FacebookTelegramInstagramTwitterВКонтакте и OK

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.