В Таджикистане продолжаются проблемы с электричеством и энергодефицит набирает обороты. Эксперт по Центральной Азии, главный редактор таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридун Усмонов рассматривает эту проблему с разных сторон.
Как возникла проблема
Согласно Национальной стратегии развития Таджикистана, энергетическая независимость должна быть обеспечена в стране к следующему году, но, к сожалению, не все вопросы ещё решены. Фаридун Усмонов отмечает: «По сравнению с 2000-ми годами, сегодня жители практически всей страны имеют доступ к электричеству. Но события в начале марта этого года, когда в стране произошел фактический блэкаут, многих заставили задуматься. То, что практически вся страна на определенный период погрузилась в темноту, спровоцировало ряд вопросов к управлению электросетями».
В Министерстве энергетики и водных ресурсов страны утверждают, что население потребляет большую часть производимой в республике электроэнергии. В 2022 году было произведено 21,5 млрд кВт.ч электроэнергии, что является самым высоким показателем за всю энергетическую историю Таджикистана. Но и объем потребления достиг порядка 82 млн кВт.ч в сутки, что также было самым высоким показателем в стране. Сейчас жители сельских районов получают электроэнергию по 6 часов в сутки. Ситуация с энергоснабжением Таджикистане в ближайшую неделю может еще более ужесточиться. Представители компании «Барки Точик» 3 апреля организовали журналистам тур в Нурек. Водохранилище практически пустует, приток воды Вахш остается на крайне низком уровне, что сокращает объем выработки электричества.
В Таджикистане введение лимита на подачу электроэнергии не редкость, однако, ранее это касалось только сельских районов. Холодное окончание зимы привело к тому, что отключения происходили даже в Душанбе. Эксперты отмечали в ряде причин ограниченность водных ресурсов в Нурекской ГЭС, которая вырабатывает более 70% электроэнергии в Таджикистане. Министерство энергетики и водных ресурсов, в свою очередь, причиной называет развитие экономики страны и повышение потребления электричества. Население часто выражает негативные мнения по поводу того, что электричество экспортируется в соседние страны, когда внутри страны жители вынуждены оставаться без света.
Эксперт Фаридун Усмонов считает, что торговля электричеством — нормальная практика: «За счёт торговли мы получаем достаточно много денежных средств, которые можно использовать для закупки электроэнергии в нужный для нас период. Проблема не в самом экспорте электроэнергии, а в ограниченности запаса для внутреннего пользования. Структуры, которые ответственны за закупку электроэнергии, должны обеспечить поставки в нужных объемах.
Урон от частых отключений достаточно большой. Подвергается опасности экономическая структура Таджикистана, так как отсутствие электричества в школах, больницах и домах создает социальную напряженность. А если света нет в торговых и промышленных предприятиях, наносится прямой ущерб экономике страны».
Напомним, что в 2022 г. была принята Стратегия развития «зеленой экономики» в Таджикистане на 2023–2037 гг. Ее цель — превращение страны в крупнейшего экспортера электроэнергии в регионе за счет строительства новых больших ГЭС и сокращения потерь на 10%. Общая сумма инвестиций государства на первом этапе составит 2,1 млрд долларов США, к проектам планируется также привлечь частных инвесторов.
Возможное решение
Рогунскую ГЭС считают решением проблемы энергодефицита в Таджикистане. Строительство Рогунской ГЭС началось еще в 1976 году. После распада Советского Союза строительство было законсервировано. В 1993 году верховая строительная перемычка была размыта мощным паводковым потоком, а тоннели и машинный зал — частично затоплены. К Рогунской ГЭС вернулись в начале 2000-х, а 6 ноября 2018 года состоялся запуск первого агрегата мощностью 120 МВт. Второй агрегат был запущен 9 сентября 2019 года.
Для завершения строительства необходимо ещё более 5 млрд долларов США, ранее было вложено около 3 млрд. Полная сдача в эксплуатацию объекта намечена на 2033 год. Тогда проектная мощность составит от 13 до 17 млрд кВт.ч в год, что увеличит мощность генерации электроэнергии Таджикистана в 2 раза.
«Вопрос строительства Рогунской ГЭС остается одним из важнейших уже многие годы. Электростанцию называют проектом века, так как благодаря её достройке стране удастся стать независимой от внешних поставок электричества. Уже сданы в эксплуатацию первые два агрегата, и население ждёт завершения строительства. Когда-то для строительства этой ГЭС каждый гражданин Таджикистана покупал акции. Это также возлагает дополнительную ответственность и надежды на скорейшее завершение строительства.
Эту ГЭС можно сравнить с ГЭС «Возрождение» в Эфиопии, которую начали строить в 2011-м году. Сейчас её практически достроили и она станет крупнейшей в Африке. К строительству там тоже были привлечены средства местного населения, а для исполнения строительных работ, так же как и для Рогунской ГЭС, была выбрана итальянская компания «Salini Impregilo». В Эфиопии ее строили около 15 лет и мы надеемся, что Рогунская ГЭС будет строиться примерно столько же времени, то есть ближе к 2030 г. будет завершена.
Для правительства важно привлечь к строительству Рогунской ГЭС иностранных инвесторов, которые должны получить экономическую выгоду и чувство причастности к налаживанию экономических отношений между нами и страной-инвестором. Сейчас среди основных заинтересованных стран можно выделить Китай, Россию, Узбекистан и Иран. Они могли бы помочь нам в виде средств на приобретение комплектующих и в итоге завершить строительство ГЭС».
Порядка 54% потенциальных гидроресурсов Центральной Азии приходится на Таджикистан. Выработка электроэнергии более чем на 95% осуществляется за счет гидростанций, в связи с чем в Таджикистане уровень выбросов парниковых газов один из самых низких в мире.
Помощь других стран
Россия неоднократно помогала Таджикистану и предлагала комплексные решения для различных проблем в экономике. Для реализации энергетической проблемы Россия уже инвестировала в строительство Сангтудинской ГЭС-1 — 16 млрд руб, реализуется проект Евразийского фонда стабилизации и развития по поставке автотрансформаторов для Нурекской ГЭС на 40 млн долларов США. Таджикистан рассматривает Россию в качестве партнера для строительства малых ГЭС в горных районах. В самой России уже более 1330 подобных ГЭС. Российские компании консультируют Таджикистан во время строительства Рогунской ГЭС и готовы профинансировать данный проект.
Важно и количество квалифицированных кадров для развития гидроэнергетики. В прошлом году Россия и Таджикистан договорились о работе в сфере образования, была проведена конференция Министерством энергетики и водных ресурсов Таджикистана, где присутствовали представители вузов РФ. Был обсужден вопрос о подготовке кадров в России для энергетической отрасли Таджикистана. Сейчас в России учится около 50 специалистов-энергетиков в год, но потребности Таджикистана уже сейчас гораздо выше.
Таджикистан является членом ЕАБР, который также реализует различные проекты, в том числе сфере энергетики. Сейчас мы сотрудничаем в сфере IT, что тоже важно для таджикской экономики. Однако сфера энергетики является для нас первостепенной, поэтому хотелось бы иметь специальный фонд в этом банке именно для энергетических проектов.
Таджикистан заинтересован в инвестициях со стороны России и со стороны ЕАБР для строительства Рогунской ГЭС. Мы готовы рассмотреть российские компании для участия в реализации строительства данной ГЭС и других электростанций в Таджикистане. Гидропотенциал нашей страны использован всего лишь на 4% и есть огромные возможности для дальнейшей роста».
Евразийский банк развития участвует в комитете доноров, где обсуждаются вопросы финансовой поддержки Рогунского проекта. В целом, на территории стран — участников ЕАБР (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) уже реализовано 257 проектов в водной, энергетической и коммунальной инфраструктуре общей стоимостью 13,4 млрд долларов США. До 2026 г. банк планирует инвестировать в эти отрасли еще 8,4 млрд долларов. При необходимом качестве инвестиций и экономической выгоде для инвесторов развитие гидроэнергетики Таджикистана может обеспечить стабильность и экономическую независимость.
Садаф Назарова