Гуманитарные миссии в Таджикистане не всегда несут пользу и работают во благо процветания государства. Звучит парадоксально? Давайте разбираться.
Таджикистан развивает политику многовекторности и поддерживает отношения со всеми странами мира. Основными партнёрами для Таджикистана являются Россия, Китай, государства Центральной Азии и другие.
В интернете можно увидеть рекламу, которая призывает нашу молодёжь стать волонтёрами Y-Peer, Офиса гражданских свобод и других, где им преподают граждане западных стран. Можно ли считать увлечение таджикской молодёжи западными ценностями положительным явлением?
Эксперт по Центральной Азии, главный редактор таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридун Усмонов уверен, что интерес к любой культуре можно воспринимать в положительном ключе: «Западные страны внесли свой вклад в развитие демократии, юридической, правовой, финансовой грамотности в Таджикистане. Помогли приблизить наше законодательство к нормам ЕС. Но это не европейская культура, а общечеловеческие ценности, такие как свобода или справедливость.
Некоторые элементы культуры являются неприемлемыми для нашего общества. Например, тот же Хэллоуин и его празднование у нас я не считаю правильным. Это религиозный праздник, который противоречит основной религии Таджикистана. Еще один праздник — это индийский праздник Холи, когда он массово проводился в Таджикистане, то сложно было контролировать общественный порядок.
Яркое и красивое не всегда нужно перенимать, тем более если это противоречит традициям той или иной страны, поэтому если в Таджикистане начинают принимать чужие ценности, нужно учитывать нормы общества, а также религию. Чуждые мероприятия создают больше проблем и не приводят к хорошим результатам.
Это подтверждает тот факт, что нормы демократии невозможно применить одинаково для всех государств. В одной стране демократия проявляется иначе, или может противоречить культуре, религиозным нормам. Такие явления демократии не могут быть применены в Таджикистане, где вся жизнь построена на семейных ценностях.
Но есть ли польза?
Через дочернюю компанию в Казахстане KazAID Агентство распределило в странах Центральной Азии $50 млн США на поддержку демократии. Во всех странах СНГ было потрачено в прошлом году $300 млн США.
«Лишь небольшое количество волонтерских европейских проектов несут пользу для нашего общества. И главная причина заключается в основных целях этих организаций. Вторая причина в таджикских сотрудниках, которые контролируют эти цели. Третья в профессионализме приезжих волонтеров, тех, кто реализует программы на местах.
Большое количество западных проектов в Таджикистане не имеют реальной почвы. По сути они называются определенным образом, чтобы привлекать внимание общественности, но по факту представляют лишь интересы этих организаций. Они могут быть ориентированы на решения проблемы в той или иной стране в Европе, в Африке, Латинской Америке. Но без какой-либо адаптации их пытаются внедрить в любые страны присутствия.
Если проект может быть успешен в другой стране, то не обязательно он будет иметь такой же успех в Таджикистане или Узбекистане. В каждой стране есть свои особенности и нужно учитывать специфику, а не копировать реализованные в других странах проекты и пытаться таким образом решить какие-то проблемы в нашей стране.
Также местные специалисты опираются на опыт проектов в других странах мира для того, чтобы получить грантовую поддержку. Таким образом они просто хотят угодить грантодателям, а не решать проблемы в самом Таджикистане. Поэтому в Таджикистане часто реализуются проекты, в которых совершенно нет необходимости.
Что касается вопроса компетентности специалистов и волонтеров, которые едут из стран Европы в Таджикистан. Насколько они понимают в какую сторону они едут? Зачастую они не имеют представления о Таджикистане, многие из них думают, что медицины как науки у нас нет несмотря на то, что основы медицины были заложены представителем именно нашей культуры Авиценной. Это отличный показательный пример того, что приезжие волонтёры не знают культуры и истории, уровня развития Таджикистана. Они хотят научить нас тому, как надо жить, хотя зачастую их волонтерство – побег от проблем в их собственной стране», — отмечает эксперт.
В Таджикистане сейчас зарегистрировано не менее 3000 НПО. Согласно закону «Об общественных объединениях», они обязаны публиковать подробные финансовые отчеты о своей деятельности на сайтах организации. Все иностранное финансирование подлежит регистрации в «Реестре гуманитарной помощи общественным объединениям Республики Таджикистан».
Показателен тот факт, что за полтора года в Таджикистане было ликвидировано более 700 общественных организаций, что в два раза превышает статистику предыдущих трёх лет. в Таджикистане понимают, какие именно идеи эти организации продвигали.
Садаф Назарова