Товарооборот между Таджикистаном и Кыргызстаном уменьшился на миллионы долларов, согласно статистическим данным.
Торговля между двумя странами, в основном, осуществляется через пограничные переходы Согдийской области Таджикистана и Баткенской областью Кыргызстана.
Еще три года назад на существующих двух таможенных пунктах соседствующих стран бизнес и торговля процветали, наблюдалось интенсивное движение грузовиков и граждан с обеих сторон.
По информации Главного управления статистики Согдийской области, из Согда в Баткен, в основном, доставлялись сухофрукты и строительные материалы, такие как алюминиевые профили, цемент, пластмассовые изделия, а из Баткена в таджикский регион отправлялись промышленные товары, имеющие спрос, такие как кровельные покрытия зданий (шифер), стиральные машины и сухофрукты, импортировались фисташки и миндаль.
Однако, после очередного пограничного конфликта в мае 2021 года, таможенные пункты пропуска между Таджикистаном и Кыргызстаном были полностью закрыты.
Чем торговали Согд и Баткен за 9 месяцев нынешнего года?
Хокимбек Накхатзода, начальник Главного управления Агентства по статистике при Президенте Таджикистана в Согдийской области говорит, что объем товарооборота между Согдийской и Баткенской областями в январе-сентябре текущего года составил всего 229,2 тыс. долларов. Из этого показателя доля экспорта составляет 105,2 тыс. долларов, что равно лишь 11,5% показателя аналогичного периода прошлого года. Вклад импорта зафиксирован на уровне 124 тыс. долларов, что равняется лишь 5,2% от общей доли импортированных товаров прошлого года.
“В этот период из Согдийской области в Кыргызстан, в основном, экспортировалась электроэнергия, а из этой страны ввозились электрокипятильники”, – сообщил Накхатзода.
От $60 млн до $229 тыс: как складывался бизнес?
По данным Главного управления статистики, объем товарооборота за последние годы между Таджикистаном и Кыргызстаном существенно снизился.
Руководитель управления статистики по Согдийской области на основании информации Таможенной службы пояснил, насколько за последние три года снизился объем торговли между Согдийской и Баткенской областями.
Накхатзода отметил, что до приграничных конфликтов товарооборот между двумя странами, который в основном предполагает перемещение товаров через погранпереходы Согдийской и Баткенской областей, достигал 60 млн. долларов США, однако в последнее три года этот показатель снизился более чем в 16 раз.
По официальной информации, в 2020 году объем сделок по этому маршруту оценивается в 46 млн. долларов. В 2021 году эта цифра составляла 38 млн. долларов, а в 2022 году снизилась до 3,6 млн. долларов.
За девять месяцев 2023 года между двумя областями товарооборот в общей сложности составил 229,2 тысячи долларов США. Главным образом, путем купли-продажи электроэнергии.
В результате приграничных столкновений был нанесен ущерб не только двусторонней торговле, конфликт имел глубокие экономические последствия для деятельности приграничных рынков городов и районов Согдийской и Баткенской областей. На приграничных рынках занимались мелким и средним бизнесом тысячи жителей прилегающих к границе населенных пунктов с обеих сторон.
Приграничные рынки в сельских джамотах Овчи-Калача и Хистеварз Бободжонгафуровского района Таджикистана, рынки Арка и Кулунди в Лейлекском районе Кыргызстана, а также рынки Сурх, Чоркух, Ворух, Чилгази в городе Исфара Таджикистана, оптовый рынок сельскохозяйственных товаров в селах Карабаг, Самаркендек и Рават Баткенского района Кыргызстана работали ежедневно и объединяли приграничных жителей двух стран.
Почему пульс приграничных рынков замедлился?
Муроджон Розиков, житель сельского джамоата Овчи Калача Бободжонгафуровского района, рассказывает, что торгует на рынке уже более десяти лет.
Он говорит, что сотни сельских жителей Лейлекского района Кыргызстана вместе с жителями Таджикистана каждую неделю торговали на приграничном рынке Овчи Калача. Однако, прошло три года с момента закрытия границы, и кыргызстанцы не могут попасть на этот рынок.
«Границы закрыты, торговля на рынках замедлилась. Раньше кыргызы приезжали, мы тоже ездили на рынок Кулунди. Границы были открыты с обеих сторон, и скорость торговли набирала обороты”, – сказал он.
Турсуной Очилова также торгует тканями и одеждой на базаре Овчи Калача. Она говорит, когда границы были открыты, десятки кыргызских женщин каждую субботу приходили на этот рынок и покупали себе одежду и другие товары.
«Они, в основном, покупали у нас ткани, а сами привозили курут (сушенный кисломолочный продукт) и свежие фрукты. От торговли на приграничных рынках были довольны и мы, и кыргызы», — говорит Очилова.
Эксперты по пограничным вопросам говорят, когда речь идет о приграничном конфликте, первое, что приходит на ум – это человеческие жертвы и экономические последствия для жизни приграничных жителей.
Эксперт: торговля – не только доходы, но это путь к укреплению доверия и сотрудничества
Неъматулло Мирсаидов, таджикский политолог и эксперт, считает, что кровавые события, произошедшие два последних года на границе Таджикистана и Кыргызстана, не только «повлекли за собой множество человеческих жертв, но оказались сильным ударом по развитию торговли между двумя странами, последствия которого стороны не могли заранее просчитать».
Мирсаидов говорит, что стороны за эти два года понесли колоссальные убытки, многих из которых статистика не отражает, поскольку объемы торговли между населением двух стран при прозрачных границах никто и никогда не считал. Это десятки миллионов долларов. Но есть и другое важное значение у этого экономического понятия: торговля не только деньги, но и взаимные отношения, сотрудничество.
«На границе Таджикистана и Кыргызстана была хорошая традиция – посещать рынки друг друга, без препятствий, чего не везде увидишь. Люди свободно торговали вдоль дорог, используя и национальные валюты, и российский рубль. Торговля способствовала повышению уровню жизни населения, а государства получали дополнительные доходы», – сказал Мирсаидов.
«Эта была та крепкая основа, которая определяла характер взаимоотношений. Если мы действительно хотим, чтобы на границе были мир и стабильность, то нужно поскорее открыть границы и наладить взаимное сотрудничество», – считает политолог.
Надежды на перемены
Жители приграничных районов Таджикистана и Кыргызстана с надеждой ждут завершение процесса демаркации и делимитации границы между двумя государствами. Оптимизм внушает сведения, просачивающиеся в прессу об ускорении работ по описанию границы, встречи уполномоченных делегаций, проходящих в дружественной атмосфере, прекращение обстановке психоза, взаимного обвинения и заявления чиновников высокого ранга о том, что пограничный спор обязательно будет решен в оптимально короткие сроки.
Не менее важно то, что уже более года за исключением одного-двух мелких инцидентов на границе двух государств не было зафиксировано ни одного конфликта. И атмосфера, царящая в приграничных районах, свидетельствует о том, что люди хотят мира и спокойствия.
Шарафи Киёмпур