Каждый год 8 сентября во всем мире отмечается Международный день солидарности журналистов. Не самая громкая дата, но единение журналистов — это один из важнейших факторов единения всего общества и имеет большое значение в борьбе с несправедливостью. Недаром журналистику условно называют четвертой ветвью власти (после конституционально установленных законодательной, исполнительной и судебной), поскольку СМИ способны оказывать серьезное влияние на общественное мнение.
Захват умов
В современном мире информация — это не только важнейший стратегический ресурс наряду с человеческими и материальными, но и в немалой степени является оружием, способным влиять на геополитические процессы в мире. Поэтому неудивительно, что пытаются взять под свое влияние информационное поле в Таджикистане, чтобы сформировать здесь общество, удобное для них, установить военное и политическое присутствие в регионе.
Один из любимых инструментов Запада по продвижению своей повестки в странах “третьего мира” — это различные неправительственные и некоммерческие организации, которые формально несут благую цель — помогать развивающимся странам достичь демократии в обществе. Эти НПО и НКО чаще всего реализуют проекты в области образования и медиаграмотности.
Проекты НКО и НПО направлены, по большей части, на молодежь — ту категорию граждан, которые в большей степени обладают лидерскими качествами и амбициями, склонностью к протестным настроениям и плохой способностью к критическому мышлению, что делает их достаточно ведомыми. При этом собрать толпу и вести ее в нужном направлении — это то, что нужно для тех, за чьими плечами большой опыт в организации “цветных революций” в десятках стран.
Неэффективные организации
Очевидно, что власти Таджикистана понимают, какие угрозы несет свободная деятельность таких организаций в Таджикистане, поэтому в стране запрещены регистрация и финансирование иностранных НКО.
Только, действуя через них, эти НКО подтверждают тот факт, что выполняют задачи не гражданского общества, а правительств третьих стран. Кроме того, благодаря усилиям USAID в Таджикистане был принят закон, который позволил 60% из 3000 зарегистрированных НПО пройти перерегистрацию.
Как отмечает эксперт по Центральной Азии, главный редактор таджикского делового журнала “Иктисодчи” Фаридун Усмонов, стремление одного государства взять контроль над медиапространством другого уже само по себе не является нормой. В частности, формирование далеко за пределами своего государства штата журналистов и блогеров, которые поддерживают интересы этого государства, несет для страны, в которой это происходит разрушительный эффект.
“Все годы нашей независимости настаивали на том, что в нашей стране гражданское общество должно активно развиваться. Но сегодня невозможно сказать, что в нашей стране развилось понятие гражданского общества, появились сильные НПО — вся их деятельность направлена только на грантовую поддержку и навязывание чуждой для нас повестки. Неудивительно, что эти НПО в итоге закрываются, так как их деятельность не соответствуют тем вопросам, которые тревожат наше общество”.
С 2019 года в Таджикистане было зарегистрировано 1715 общественных организаций, а ликвидировались за это время 1103, причем статистика по ликвидации значительно увеличилась в последние полтора года.
За последние полтора года в Таджикистане ликвидировано более 700 общественных организаций, что в 2 раза превышает общую статистику предыдущих трех лет. Причина в недееспособности этих организаций — они не в состоянии обеспечить себя сами. “Когда привлеченные финансовые средства за определенный период оказываются полностью освоены, организация обращается к нам с заявлением о самоликвидации, — говорит министр юстиции Таджикистана Музаффар Ашуриен. — Это является основной причиной ликвидации, которую мы осуществляем”. Получается, что после завершения своих целей или неудачной попытки их достичь, просто лишает работы привлеченных к грантам таджикистанцев.
Финансирование медиапроектов
А в этом году созданный в Казахстане филиал USAID — НКО KazAID — получил 12 млн. долларов, чтобы повышать в Центральной Азии уровень “медиаграмотности” и бороться с российской “дезинформацией”. Деньги будут распределены между странами региона, и общее финансирование проекта в этом году составит 50 млн. долларов.
Кроме того, финансирование на те же цели от США ежегодно идет на государственном уровне. В прошлом году посольство США в Таджикистане выделило гранты на сумму полмиллиона долларов для блогеров и инфлюенсеров, чтобы те противодействовали “дезинформации”. А в этом году госдепартамент США выделил 1,5 млн. долларов на “независимые журналистские расследования” в Центральной Азии.
Информационная война
Как отмечает эксперт Фаридун Усмонов, нормальная информационная деятельность, ведущаяся за пределами своей страны, должна быть основана на позитивных процессах, т.е. освещении своих успехов, эффективного сотрудничества, жизни наших граждан в этой стране. Но, по всей видимости, США и ЕС здесь похвастаться нечем, поэтому работа идет от обратного: дискредитировать и создать негативный образ другого партнера Таджикистана, в данном случае России — в последнее время это стало идеологической основой западной журналистики.
Фаридун Усмонов подчеркивает, что попытки создать антироссийскую повестку в других странах далеко не новость, однако в Центральной Азии эту задачу реализовать не удалось: “Информационная война между Россией и западными странами идет не только в нашем регионе, а по всему миру, просто ощущается это с разной силой. Относительно Центральной Азии мы помним, что все процессы, сближающие Россию и наши государства в рамках международных организаций сопровождались попытками непозволения со стороны западных стран. Однако, пытаясь ограничить наши контакты, они ничего не предлагают взамен — до сих пор наши граждане сталкиваются с серьезными препятствиями в получении визы в США или ЕС, при этом американцы и европейцы имеют определенные послабления для посещения Таджикистана. Нет речи ни о каком партнерстве и паритете».
Так и получается, что вся независимая журналистика, на которую Запад выделяет серьезные ресурсы, по сути, наоборот, приводит к зависимости тех, кто эти гранты получает — они становятся объектом манипуляций и публикуют то, за что смогут получать финансовую подпитку. А медиаграмотность по-американски — это лишь принятие той “правды”, которую рисуют США: Россия — это колонизаторы, своих союзников она ни во что не ставит, а ранее советское и сегодня российское влияние ограничивает доступ населения к настоящей “правде”, с чем непременно нужно бороться.
Только нужна ли Таджикистану такая правда? К чему приведут антироссийские настроения в обществе? А приведут они к большому расколу этого общества, к разрушению взаимовыгодного дружеского союза и снова погрузят страну в ту разрушительную и трагичную обстановку, в которой Таджикистан оказался три десятилетия назад. И нужно ли нам распространение западных ценностей — чтобы ЛГБТ-повестка, радикальный феминизм, тотальная толерантность, индивидуализм стали обязательной нормой нашего общества, задвинув на задний план традиционные ценности, богатую культуру и многовековую историю?
Матлубаи Қ.