Таджикистан и Россия уже много лет являются стратегическими партнерами, однако 2022 год, благодаря глобальным изменениям в мировой экономике, стал прорывным для торгово-экономических отношений наших стран. Переориентация российской экономики на Восток открыла новые возможности как для таджикского, так и российского бизнеса.

Развитие сотрудничества

Итоги 2022 года с точки зрения товарооборота между Россией и Таджикистаном стали рекордными — он вырос на 18,3%, достигнув 1,4 млрд. долларов. Ожидается, что в текущем году этот показатель перевалит отметку в 2 млрд., а по мнению таджикской стороны, в ближайшие годы объем товарооборота между нашими странами вырастет до 5 млрд.

Экономическое сотрудничество между Таджикистаном и Россией действительно развивается серьезными темпами. В этом году состоялось уже несколько визитов высокопоставленных российских чиновников в Таджикистан, в ходе которых были определены направления дальнейшего взаимодействия. Если обобщить итоги переговоров, то можно сказать о необходимости создания проектов промышленных коопераций, а также сотрудничества в сфере высоких технологий и цифровизации.

Между Таджикистаном и Россией на регулярной основе осуществляются контакты бизнес-сообществ в различном формате. В этом году ключевым событием в экономических отношениях наших стран стала 9-я конференция по межрегиональному сотрудничеству «Деловое и инвестиционное партнерство России и Таджикистана», которая состоялась в Душанбе — в ней приняли участие представители более чем 200 российских компаний из 16 регионов РФ. По итогам конференции 43 российские компании обозначили готовность инвестировать в проекты в Таджикистане. Особый акцент был сделан на IT-сфере — обсуждаются такие проекты, как «Умный город», электронное правительство, инициативы в сфере информационной безопасности.

Десятки таджикских компаний предложили российским бизнесменам создать совместные предприятия. Среди них такие компании, как гидрометаллургический завод “Тамохуш”, комбинат редких металлов “Сугд”, многопрофильная компания “Рохи Сомон”, предприятие по выпуску промышленной продукции “Нури Ховар”, текстильное предприятие “Зинат”, обувная фабрика «Пойафзоли Худжанд», Худжандский консервный комбинат и другие.

Межрегиональные связи

Углублению деловых связей между нашими странами способствует активное межрегиональное сотрудничество — порядка 70 субъектов РФ поддерживают прямые контакты с субъектами Таджикистана. Так, в 2022 году в Исфаре открылся филиал Магнитогорского обувного комбината и планируется дальнейшее расширение производства в республике. Пензенская область планирует запустить в Таджикистане проект по переработке фруктов, Свердловская область — совместное производство сурьмы для изготовления полупроводниковых изделий, батарей, подшипников и красок. Кроме того, обсуждается вопрос создания совместного предприятия по производству передвижных авторемонтных мастерских российской марки «Промавто» (Нижний Новгород) на базе известных российских автомобилей ГАЗ, КАМАЗ и «Урал».

Плодотворное сотрудничество наблюдается у Таджикистана с Омской областью — планируется открытие в республике филиала омской компании по производству деловых костюмов, что позволит, кроме прочего, перенять применяемые там новые технологии, которых пока еще нет в Таджикистане. Омский завод инновационных технологий предлагает разработку современного котельного оборудования для промышленных предприятий и объектов социальной сферы, а также интеллектуальные приборы учета. Омский научно-производственный центр «Промтех» — проект цифровизации железнодорожного транспорта. Кроме этого, омичи заинтересованы в экспорте из Таджикистана ранних овощей и фруктов, и договоренности о таком сотрудничестве уже достигнуты.

Поставки в Россию плодоовощной продукции являются одним из основных и наиболее перспективных направлений в торговых отношениях между нашими странами. В 2022 году более 100 тонн овощей и фруктов из Таджикистана было отправлено на российский рынок. Продукция сельского хозяйства составляет около трети от таджикского-российского товарооборота. В связи с увеличением российского спроса на таджикскую сельхозпродукцию в Джаббор-Расуловском районе создано 8 экспортных центров, при поддержке России строится несколько логистических центров.

Евразийская интеграция

Кроме того, Таджикистан готов наращивать экспорт сельскохозяйственной продукции на всем пространстве ЕАЭС, о чем недавно заявил премьер-министр РТ Кохир Расулзода. О заинтересованности в укреплении связей с ЕАЭС недавно заявлял и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. По его словам, республика экспортирует в страны Союза почти половину от общего объема произведенных товаров. «Готовы и дальше наращивать экспорт в страны ЕАЭС наших товаров, особенно цветных, редких и драгоценных металлов, текстиля, хлопка, овощей и фруктов», — отметил президент.

Другим важным моментом для международного бизнеса в Таджикистане является тенденция к дедолларизации — переход на национальные валюты в торговых расчетах. Это обусловлено разными факторами, но имеет положительный эффект для обеих сторон торговых отношений. По данным Нацбанка и Минэкономики Таджикистана, в нацвалютах уже осуществляется 50% товарооборота и заключается свыше 70% новых контрактов между бизнесом двух стран.

«Для Таджикистана достаточно важно переводить торговлю с РФ на национальные валюты, — считает эксперт по Центральной Азии, главный редактор таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридун Усмонов, — так как поступления в долларах или евро в нашу страну значительно меньше, чем выход валюты за пределы нашей страны, поскольку импорт товаров в Таджикистан превышает наш экспорт. Поэтому, если мы часть оборота переведем на рубли, то тем самым сможем избежать дефицита доллара и евро на нашем рынке. Поскольку основной объем денежных переводов из-за границы осуществляется в рублях, это позволяет нашей стране иметь рублевый запас для торговли, и переход на торговые расчеты в рублях помогает обеспечить и баланс в денежной массе.

Наш товарооборот с РФ формируется так, что мы импортируем больше, чем экспортируем. Соответственно, эту разницу между экспортом и импортом в денежных единицах лучше осуществлять в рублях, т.к. необходимый объем валюты можно получить за счет денежных переводов трудовых мигрантов из РФ.

В последние годы правительство Таджикистана осуществляет все больше шагов в сторону того, чтобы в нашей стране использовалось меньше наличных денег, и последнее решение о том, что оплата услуг госорганизаций должна осуществляться безналичным способом, это подтверждает. Это делается для того, чтобы в целом можно было бы с меньшими затратами осуществлять денежно-валютные операции. Эта тенденция наблюдается и в России. За счет увеличения электронных транзакций можно добиться значительного снижения трат на валюты, вместе с тем переход на торговлю в национальной валюте значительно уменьшит нагрузку на валютный рынок в плане эмиссии новых денежных единиц. Таким образом мы наблюдаем положительный эффект от перехода в нацвалюты для экономики нашей страны».

Уровень бизнеса

Отдельно стоит поговорить о том, как российский бизнес в Таджикистане влияет на рынок торговли и услуг в республике. Ведь российские компании, осуществляя свою деятельность в Таджикистане, не только получают прибыль и развивают свой бизнес, но также обеспечивают население страны рабочими местами и развивают общество за счет того, что своим качеством услуг и сервиса задают планку как для других предпринимателей, так и для потребителей.

О том, какая существенная разница в российском и таджикском сервисе, мы поговорили с HR-специалистом Гулпари Давлатовой, которая много лет проработала в крупных бизнес-проектах страны, а с 2021 года занимается обучением персонала в Метрополь Гранд Отель в российском городе-курорте Геленджик.

«Я считаю, что российские компании более технологичные — например, у нашего отеля есть агрегатор отзывов, мы аккумулируем все отзывы из социальных сетей и личных опросников — они собираются в единой базе и анализируются, выявляются слабые и сильные точки. Также, например, в нашем отеле, как и во многих других заведениях, можно скачать по QR-коду меню ресторана, что тоже очень удобно. Для сервиса сейчас важна технологичность, использование цифровых технологий, чтобы оказывать услуги быстрее, качественнее.

Также я бы выделила программы лояльности: куда бы вы ни пошли в России — Детский мир, Магнит, Пятерочка, Перекресток и т.д. — там сразу вас подключают к программе лояльности, выдают карточки для накопления бонусов, участия в акциях. Таджикским компаниям не хватает масштабных проектов, позволяющих побаловать своего клиента.

Российские компании также заботятся о своей репутации в онлайн-пространстве, поскольку исследования показывают наличие прямой зависимости между репутацией компании в онлайн-пространстве и ее доходом. В России техники работы с жалобами гостей применяются для работы с негативными отзывами в социальных сетях, также работает Союз потребителей, таджикским компаниям этого не хватает. Можно наблюдать, что некоторые таджикские компании регулярно получают негативные отзывы в сети, но ни разу менеджеры этих компаний не отреагировали на это публично, в системе управления ничего не меняется. Возможно, это связано с низкой конкуренцией в определенных сферах и, несмотря на плохой сервис, покупатели все равно вынуждены покупать/получать услугу именно там.

В Таджикистане, например, есть «Додо пицца» — они очень достойно ведут свой бизнес. На каждую коробку с пиццей у них размещаются наклейки «проверено департаментом качества», что позволяет нам не сомневаться в качестве еды. За долгое ожидание заказа они делают скидку на следующий визит. В каждом заведении сети есть хорошая, безопасная детская комната. Они действительно по-настоящему любят своего клиента».

С тем, что российские компании полезны для таджикского общества согласен и эксперт Фаридун Усмонов: «Несомненно, присутствие в нашей стране компаний из РФ оказывает положительное влияние на формирование нового подхода в сфере услуг и корпоративного мышления. Таких примеров множество — к примеру, по франшизе российской кофейни «Шоколадница» мы можем видеть, что качество услуг, подготовка официантов и других работников значительно отличаются от того, что было раньше в столичных общепитах.

А с приходом на наш рынок автозаправочных станций Газпромнефть значительно изменился облик АЗС, при них появились маркеты. Качество сервиса на АЗС значительно улучшилось, появилась уверенность в том, что там можно спокойно заправляться, т.к. гарантом качества является сама компания — одна из ведущих в РФ.

Вместе с тем один из самых первых бизнес-центров класса А в Таджикистане стал бизнес-центр Созидание, который строился и управлялся российскими предпринимателями. Это стало новым форматом в секторе коммерческой недвижимости и показало, что теперь отечественные компании могут размещаться в комфортных пространствах, чего ранее не было в нашей стране.

Приход российских компаний в Таджикистан серьезно изменил экосистему для бизнеса и значительно улучшил сервис в нашей стране. И те компании, которые в последние годы начали заходить на таджикский рынок, тоже дают импульс для улучшения сферы услуг в Таджикистане».

 Матлубаи Кодирзод

Читайте нас также в FacebookTelegramInstagramTwitterВКонтакте и OK.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.