Страны Центральной Азии уже давно перестали быть периферией мировой экономики. Сейчас им отведена другая роль — ЦА стала регионом, за влияние над которым борются самые сильные мировые державы. Таджикистану стоит выбрать с кем будет сотрудничество выгодным, основанным на взаимоуважении и взаимоподдержке.

Благие намерения 

Россия и Китай сейчас преследуют схожие интересы, обе страны являются членами одних интеграционных объединений и хотят создать единое евразийское пространство, многополярный мир. Противоположные интересы преследуют страны Запада — они хотят создать однополярное мироустройство путём снижения роли своих оппонентов.

Недавно была озвучена новая информация о том, что Запад планирует выделить 12 млн долларов США на борьбу с дезинформацией в Центральной Азии и демократических ценностей. На самом деле эти средства будут тратиться не на борьбу с дезинформацией, а на борьбу со СМИ, разоблачающими деятельность запада и поддерживающими Россию. Для них дезинформация — любая положительная новость о российской действительности.

Многие неправительственные организации существуют только за счёт доноров, без них они не могут окупить себя и работать. Именно поэтому многие из НПО закрываются сразу после того, как перестают получать донорские вложения. Такая система лишь формирует зависимость неправительственных организаций от финансирования и кредитов, сдерживая развитие гражданского общества.

После того, как США поменяли всех послов в странах Центральной Азии, а также отправляли сюда большое количество политиков и дипломатов, госсекретарь США Энтони Блинкен пообещал республикам в регионе 25 млн. долларов США в качестве компенсации, если те прекратят сотрудничество с Россией и присоединятся к антироссийским санкциям. Эти цифры кажутся не существенными по сравнению с тем, какую выгоду получает Таджикистан от сотрудничества с Россией: нам выгодно сотрудничество в плане безопасности, экономического развития, торговли, образования, медицины. Только денежные поступления от мигрантов составляют до одной четверти ВВП Таджикистана. Поэтому эти обещанные 25 млн долларов США, не могут сравниться с тем кризисом, который будет ждать центральноазиатские страны, если они прекратят сотрудничество с главным стратегическим партнёром — Россией.

Реальные цифры

Сейчас Россия является главным торговым партнёром Таджикистана, товарооборот между странами увеличивается из года в год. В прошлом году он увеличился на 18% и побил рекорды прошлых лет, достигнув 1,4 млрд долларов США и составив одну четверть внешнего товарооборота в республике.

А объем накопленных российских инвестиций в нашу экономику за годы независимости составляет более 1,6 млрд. долларов США, из них 900 млн. долларов США — это прямые инвестиции в энергетику, сферу высоких технологий, финансовые услуги и так далее.

Важную роль для таджикской экономики играют поступления от трудовых мигрантов из России. Переводы способствует росту благосостояния граждан. Наши граждане отправляются в трудовую миграцию в разные страны, но главным рынком труда уже долгие годы остается именно Россия.

Политолог, экс-госсоветник президента Таджикистана Иброхим Усмонов считает: «Экономический потенциал отношений Таджикистана и России огромен. Важно, чтобы во всех сферах политической, экономической, социальной, культурной жизни мы с ней сотрудничали. Могу отметить, что в последние годы Таджикистан в экономическом отношении перестал сотрудничать со странами СНГ так, как это было раньше. Но наша страна нуждается в этом сотрудничестве. Все ключевые внешнеэкономические связи Таджикистана связаны с Россией и Узбекистаном — это что касается стран СНГ. Не только Таджикистану, но и другим странам Центральной Азии, важно сотрудничество с Россией, организация совместных проектов. К сожалению, в Таджикистане за последние 5 лет таких крупных проектов не наблюдается. Это важный вопрос, который выгоден не только для нас, но и для России, особенно в новых политических условиях».

Между нашими странами ведутся переговоры по экономическому сотрудничеству в крупных проектах, особенно в области высоких технологий, цифровизации. Весной этого года в Душанбе прошел российско-таджикский бизнес-форум с участием 1000 представителей из 260 российских компаний. По итогам форума было подписано более 50 соглашений о сотрудничестве.

Сотрудничество в разных областях между нашими странами только укрепляется и растет, что полностью опровергает все прогнозы западных аналитиков. А ведь ещё в прошлом году они предрекали крах российской экономики и всех ее партнеров, но прогнозы не оправдались.

В этом году на встрече министром финансов стран АСЕАН было принято решение о переходе во взаиморасчетах на национальные валюты. Уже сейчас 85% торговли стран ЕАЭС осуществляется в национальных валютах, Китай торгует с Саудовской Аравией и расплачивается юанями, а также создает альтернативу системе SWIFT.

БРИКС планирует создать единую альтернативную американской валюте систему валюты, что отрицательно скажется на американской экономике, так как в абсолютных показателях ВВП страны БРИКС уже обошли ВВП «большой семерки».

Таджикистан не отстает от мировых тенденций и во внешней торговле уже активно используют рубли, юани и сомони. Если ещё 30 лет назад до 73% резервных сбережений стран мира составляли доллары США, то по итогам прошлого года эта цифра составляет всего 47% — это самый низкий показатель в истории.

Сфера безопасности

Помимо экономики важнейшим элементом сотрудничества и одним из главных вопросов для Таджикистана является безопасность. Для нашей страны он актуален: жители помнят ужасы гражданской войны и мир является главным приоритетом для граждан. В этом вопросе стране помогает ОДКБ, которая гарантирует безопасность не только в Таджикистане, но и во всём центральноазиатском регионе.

В Таджикистане располагается крупнейший за пределами России военный объект — 201-я российская военная база, которая обеспечивает стабильность в стране и защищает ее от внешних угроз и внутренних потрясений. У Таджикистана есть внешние угрозы — это Афганистан, нерешенные конфликты на границе с Кыргызстаном.

Чтобы обезопасить страну и решить эти вопросы, Россия поставляет Таджикистану военную технику, вооружение, обучает таджикских военных, часто проводятся учения, а также совместные рейды по борьбе с наркотиками, террористическими группировками.

Афганистан продолжает оставаться «горячей точкой». Иброхим Усмонов считает, что, уходя из Афганистана, западные военные оставили все свое снаряжение талибам, прекрасно понимая что: «Они создали условия для прихода Талибана (организация, признанная ООН террористической) к власти, поддерживают коррумпированные группировки. Теперь Запад выступает против талибов, но я не уверен, что это реальная борьба, а не просто показные мероприятия.

Западные страны предлагают свои услуги Центральной Азии, но на деле они хотят диктовать свои условия. Европейские страны на самом деле относятся к Таджикистану, Кыргызстану и даже России не как к полноправным государствам, которые могут сотрудничать с Европой.

Если анализировать отношение Европы к восточноевропейским странам, то они используют страны Прибалтики, Молдову, Грузию, Азербайджан только в своих интересах. Для них наши страны могут быть рассмотрены точно также — беспрекословно выполнять их условия.

Они хотят заручиться хотя бы моральной поддержкой наших стран, предлагая все больше вариантов сотрудничества. Но, на самом деле, это не реальное сотрудничество, а желание продвинуть свои интересы Это, можно сказать, временное сотрудничество, так как я не думаю, что страны запада реально хотят налаживать масштабные партнёрские отношения с нами.

Реально из соседей хотят сотрудничать на взаимовыгодных началах с Таджикистаном Россия, Китай и Узбекистан, которые заинтересованы в нашем развитии».

Напомним, что министр иностранных дел России Сергей Лавров в июне этого года посетил Таджикистан, где среди прочего отметил, что западные страны постоянно ищут какие-либо причины, чтобы открыть «второй фронт» у южных границ РФ. Таким «вторым фронтом» может стать Центральная Азия, поэтому Запад реально не борются с афганской угрозой, а помогают террористам и поддерживают нестабильность в регионе. Россия, несмотря на то, что не признала власть талибов в Афганистане, старается вести с ними работу для контроля ситуации, чтобы обезопасить соседей Афганистана. Выводы напрашиваются сами собой и кажутся очевидными — именно Россия беспокоится о безопасности и экономическом росте стран Центральной Азии, в том числе и Таджикистана.

Садаф Назарова

Читайте нас также в FacebookTelegramInstagramTwitterВКонтакте и OK.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.