Энергоресурсы — одно из основных богатств Таджикистана, который занимает 8 место в мире по потенциалу выработки возобновляемых источников энергии. При этом около 70% этого потенциала не реализовано.
Основу энергетического потенциала Таджикистана составляют гидроэнергетические ресурсы. Их объем оценивается в 527 млрд. кВт-ч, что составляет около 4% всего мирового гидроэнергетического потенциала. Из 202 млрд. кВт-ч, освоение которых технически возможно, около 85% — экономически целесообразно.
Гидроэнергопотенциал Таджикистана в 3 раза выше, чем текущее потребление электроэнергии по всей Центральной Азии. Тем не менее, почти во всех странах региона климатические изменения привели к дефициту воды в 26% от нормы потребления, а дефицит электроэнергии в Центральной Азии составляет около 5 млрд. кВт-ч ежегодно.
Цифры внушительные, но что же делать, чтобы они не просто оставались статистическими показателями, а работали на благо национальной экономики?
Привлекать инвесторов
Россия уже много лет является одним из ключевых инвестиционных партнеров Таджикистана, в том числе в сфере энергетики. Крупнейшим проектом стало совместное российско-таджикское предприятие “Сангтудинская ГЭС-1”, созданное в 2005 году в Хатлонской области на реке Вахш. Проект предусматривал финансирование за счет российской стороны — всего было инвестировано более 16 млрд. рублей. Первый гидроагрегат станции начал эксплуатироваться в начале 2008 года, а летом 2009 года строительство объекта завершилось полностью. Сегодня это вторая по мощности гидроэлектростанция республики, которая на 30% сокращает дефицит электроэнергии в зимнее время, а также планируется, что объект станет одним из источников электроэнергии на экспорт в Афганистан и Пакистан в рамках проекта CASA-1000.
“Во время независимости Таджикистану нужно было дальше развивать свою энергетику, — говорит заслуженный энергетик СНГ, независимый эксперт в сфере энергетики и водных ресурсов Таджикистана Тимур Валаматзаде. — Но после гражданской войны это было тяжело сделать. Россия заключила договор, выполнила его и построила «Сангтудинскую ГЭС-1». Доля компаний России в уставном капитале ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» составила 75% минус 1 акция, доля Таджикистана — 25% плюс 1 акция. Таджикистану не нужно покупать нефть, газ, уголь, чтобы работали электростанции. Для ГЭС нужна только энергия воды, а также нужно следить за тем, чтобы оборудование было в порядке и проводить ремонтные работы”.
Россия участвует также в реабилитации Нурекской ГЭС, которая на сегодня является самой крупной в республике, и в рамках проекта Евразийского фонда стабилизации и развития выделила 40 млн. долларов на поставку автотрансформаторов.
В Таджикистане активно реализуются проекты Евразийского банка развития, который на 2023 год поставил одной из своих главных задач — обеспечение энергетической безопасности в Таджикистане, участие в развитии малой гидро- и солнечной энергетики и реконструкцию электросетевой инфраструктуры. По данным ЕАБР, к 2035 году потребление электроэнергии в стране вырастет на 46%, а его проекты не только позволят удовлетворить растущие потребности, но также предусматривают экономию водных ресурсов на 40% и уменьшение выбросов углекислого газа на 5 млн. тонн каждый год.
В контексте сотрудничества с Россией в энергетической сфере стоит также упомянуть о льготах, предоставляемых Таджикистану на российские нефтепродукты. Только за прошлый год в республику было поставлено 853 тыс. тонн нефтепродуктов, из которых почти 98% не требовали уплаты таможенной пошлины. По информации Министерства энергетики и водных ресурсов РТ, в текущем году объем беспошлинных поставок нефтепродуктов из России вырастет. Такой формат сотрудничества, особенно в условиях мирового энергетического кризиса, способствует стабилизации таджикской экономики.
Перенимать опыт
Сегодня в Таджикистане идет строительство Рогунской ГЭС, которая станет самой крупной в Центральной Азии и, по мнению эксперта Тимура Валаматзаде, избавит Таджикистан от дефицита электроэнергии на десятилетия вперед. Российские компании сегодня выражают заинтересованность принять участие в строительстве Рогунской ГЭС — так, например, одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России “Силовые машины” обозначила готовность поставить оборудование гидроагрегатов для Рогунской ГЭС с привлечением российских поставщиков оборудования и подрядчиков для выполнения строительно-монтажных работ.
Сотрудничество с российскими энергетиками позволяет внедрять в Таджикистане самые рациональные решения, опираясь на большой опыт нашего партнера. В частности, в Таджикистане, где 93% территории занимают горы, актуальными являются проекты малых гидроэлектростанций. Они вырабатывают относительно небольшое количество электроэнергии по низкой себестоимости, требуют лишь незначительных земляных и монтажных работ, что является эффективным решением для обеспечения электричеством отдаленных районов. В Таджикистане уже функционируют МГЭС, однако 85% из них не работают в зимний период.
Россия имеет успешный опыт в реализации проектов МГЭС — около 40% ее территории является труднодоступной и на сегодня в стране эффективно функционирует более 130 малых гидроэлектростанций, а к 2024 году завершится строительство новых объектов на Северном Кавказе. Возобновляемая энергетика — это одно из основных направлений корпорации “Росатом”. Помимо гидроэнергетических ресурсов, компания имеет большой опыт в использовании других видов альтернативной энергетики, как солнечная, ветровая, геотермальная и другие, что также может быть интересно для Таджикистана.
Создавать единое энергопространство
Такие планы у Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который на сегодня входят Россия, Кыргызстан, Казахстан, Армения и Беларусь. Евразийская экономическая комиссия осуществляет сегодня все необходимые для этого процедуры — уже составлены нормативно-правовые акты и правила, а также запланированы необходимые мероприятия. Ожидается, что единый энергорынок ЕАЭС начнет функционировать с начала 2025 года.
Как отмечает министр ЕЭК Арзыбек Кожошев, создание единой энергосистемы ЕАЭС позволит решить проблемы в странах с дефицитом электроэнергии, поскольку энергетические возможности России в 2 раза превышают ее потребности. Кроме того, планируется создание специальной биржи, позволяющей создать рыночные условия для продажи электроэнергии.
Важность создания единой энергосистемы подтверждает и таджикский заслуженный энергетик Тимур Валаматзаде. Он отмечает, что это позволит в упрощенном режиме продавать излишки электроэнергии среди стран-партнеров, не занимаясь поиском покупателей. Однако, по его мнению, в первую очередь Таджикистану нужно закончить проект по объединению энергосистем стран Центральной Азии, чтобы в дальнейшем присоединиться и к рынку ЕАЭС.
О позитивных перспективах вступления в ЕАЭС для Таджикистана говорит и преподаватель кафедры международных отношений ТНУ, политолог Ниез Мирзоев, отмечая, помимо энергетических и другие выгоды: «Еще в 2014 году, до подписания договора о создании ЕАЭС, я был уверен, что мы сразу в него вступим. До сих пор не сделав этого, мы упускаем свои возможности и выгоды. Например, совершенно очевидна выгода для мигрантов, заключающаяся в возможности зарабатывать больше, не оплачивать патент, а в республику при этом будет поступать больше финансов. Еще один плюс касается торговли, будь это торговля товарами или энергоресурсами”.
Отметим, что на днях Россия заявила об отмене международного роуминга между странами ЕАЭС к 2025 году — это очередной шаг для взаимовыгодного сотрудничества в рамках организации.
Предпринятые на сегодня меры по развитию энергетической сферы Таджикистана и формирование выгодных долгосрочных связей дает свои результаты уже сегодня. На текущий момент 2023 года республика экспортировала в Афганистан и Узбекистан электроэнергию на сумму более чем 6,8 млн. долларов, что на 32% превысило показатели того же периода 2022 года.
Сотрудничество с Россией, совместные проекты с ЕАЭС очевидно позволят максимально реализовать энергетический и экономический потенциал Таджикистана, формируя в стране привлекательный инвестиционный климат и наращивая экспортные возможности.
Матлубаи КОДИРЗОД