Возрастающая неопределённость на фоне нестабильности в мире, подогреваемые давлением Запада, актуализируют в странах Центральной Азии вопрос наращивания усилий по развитию региональной интеграции, проработки эффективных механизмов сотрудничества в сфере безопасности с целью минимизации отрицательного влияния на регион происходящих геополитических процессов.

Вопросы обеспечения безопасности и стабильного развития пяти стран Центральной Азии, три из которых являются полноправными членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), во многом зависит от военно-политической обстановки в Афганистане, с которым Таджикистан имеет общую границу протяженностью почти 1,4 тыс. километров.

Именно поэтому президент Таджикистана Эмомали Рахмон на саммитах Организации, полноправными членами которой являются также Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, призывает своих коллег обратить внимание на важность усиления охраны таджикско-афганской границы и рассматривать ее как южную границу региона ОДКБ.

Таджикско-афганская граница является самой протяженной по сравнению с другими странами Центральной Азии, в то же время Таджикистан является единственным членом ОДКБ, имеющий общую границу с Афганистаном, где у власти на протяжении полутора лет находится радикальное движение Талибан. Со сменой власти в северных провинциях этой страны, страдающей от войн на протяжении почти 50 лет, активизировались различные террористические группировки, представляющие угрозу не только Таджикистану, но и всей Центральной Азии.

Данное движение, находящееся под санкциями ООН, на территории Таджикистана запрещено по причине его экстремистско-террористической направленности. Душанбе, в отличие от своих соседей по региону, так и не наладил политические контакты с новой властью в Кабуле, однако не разорвал социально-экономические и гуманитарные связи с народом Афганистана, продолжая поставлять электроэнергию южному соседу и предоставляя международным организациям свои транспортные коридоры для доставки гуманитарных грузов.

С приходом новой власти в Кабуле внимание мирового сообщества было приковано к Афганистану вплоть до конца 2021 года — момента, когда международные СМИ начали раскручивать тему начала боевых действий между Россией и Украиной.

В январе 2022 года на несколько недель внимание прессы было уделено событиям в Казахстане, когда ОДКБ ввело в эту в страну своих миротворцев по просьбе казахстанского президента Касым-Жомарта Токаева.

Процесс ввода миссии ОДКБ в Казахстан проходил на фоне митингов в Киргизии, где гражданские активисты выступали против отправки киргизских военных на территорию северного соседа.

Данные митинги в Бишкеке активно освещали кыргызская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода (Радио Аззатык), «Настоящее время» (русскоязычный телеканал, созданный Радио Свобода при участии «Голоса Америки»). Оба медиа финансируется Конгрессом США.

Кроме того, данные акции протеста, главными лозунгами которых были «ОДКБ руки прочь от Казахстана», «ОДКБ — это фейк!», «ОДКБ — это Россия!», «Россия агрессор!», активно освещались местными, так называемыми, независимыми средствами массовой информации, финансируемые США и Европейским союзом.

Известно, что большинство гражданских активистов, участвовавшие в этих акциях протеста, были работниками неправительственных организаций, существующие на подачки западных стран завуалированные красноречивым словом «грант». Причем зачинщики митингов утверждали, что ОДКБ является проектом президента России Владимира Путина, не понимая, что Организация существует более 30 лет, и она намного старше самих участников акций протеста.

Непосредственно сами же казахстанские события, унесшие жизни десятков человек, активно также освещались всеми мировыми СМИ. При этом, только в 2% материалов СМИ ведущих стран Запада о январских событиях в Казахстане позитивно оценивалась роль миротворцев ОДКБ в урегулировании политического кризиса в крупнейшем по территории государстве Центральной Азии, богатой запасами нефти и являющегося одним из основных поставщиков пшеницы в регионе.

Согласно исследованию «Осьминог-5», проведенного специалистами медиагруппы «Россия сегодня», в общем массиве новостных и аналитических материалов на эту тему 41% были негативными и 57% — нейтральными.

«Для ОДКБ 2022 год стал годом больших потрясений, который породил новые вызовы и угрозы, а также возможности. Также появилась серьёзная неопределённость для всего постсоветского пространства, которую невозможно спрогнозировать, поскольку протекают ранее невообразимые процессы и диагонально-противоположные тенденции. Возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями появления новых кризисов, кровавых конфликтов и турбулентности на этом пространстве, что безусловно актуализирует укрепление безопасности», — считает таджикский политолог Шерали Ризоён.

В своей статье для сайта Central Asian Analytical Network (CAAN) политолог отмечает несколько факторов, которые привели к разногласиям в Организации в прошлом году. В частности, имеет место быть расхождения в политике и подходах государств-участников ОДКБ по восприятию новой власти в Афганистане, а также отказа членов от проведения совместных учений на своей территории и участия в них в другой стране-участнице.

Киргизия после своих агрессивных действий в отношении Таджикистана в сентябре прошлого года демонстративно отказалась принимать на своей территории запланированные на октябрь прошлого года совместные учения «Нерушимое братство — 2022» и проигнорировала учения «Рубеж-2022», прошедшие в Таджикистане в том же месяце.

В январе 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что его страна письменно уведомила Объединенный штаб ОДКБ, что в данной ситуации в Ереване считают «нецелесообразным проведение учений в Армении. И эти учения, во всяком случае, в этом году, в Армении не состоятся».

Объединенный штаб уже прорабатывает предложения о возможности проведения в 2023 году совместного учения с Миротворческими силами ОДКБ на территории других стран-членов организации, а в Кремле заявили, что Армения — это «очень близкий союзник» России и Москва будет «продолжать диалог, включая и те вопросы, которые сейчас являются весьма сложными».

Все процессы, происходящие в течение последнего года внутри ОДКБ, на Западе расценили как сигнал для действий, чтобы повысить градус раздора и глубже вбить клин в отношениях стран-членов Организации.

Об этом свидетельствуют важные для Армении события, произошедшие в течение последних десяти дней января 2023 года.

Совет Европейского союза одобрил решение по отправке гражданской миссии в Армению для мониторинга ее границы с Азербайджаном, а Ереван посетил спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар для продвижения «всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования». Кроме того, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян обсудил с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом текущие программы сотрудничества с Североатлантическим альянсом и планы на будущее. Что это за планы доподлинно неизвестно, однако, с учетом текущего противостояния Запада с Россией, можно предположить, что этот план также включает пункты отдаления Армении от Москвы и от всех объединений с участием России.

Западные СМИ и региональная пресса продолжают утверждать, что у Армении, Таджикистана и Кыргызстана есть основания сомневаться в том, что Россия возобновит свою роль гаранта безопасности их суверенитета.

В условиях, когда Запад будет применять всевозможные инструменты, чтобы навредить союзникам России, сохранять нейтралитет и продолжать многовекторную политику в нынешних условиях будет сложнее.

Эксперты считают, что для этого необходимо повысить роль межгосударственных альянсов, дающих государствам политико-экономическую защищённость от внешних воздействий.

Очевидно, что экономическое благополучие и безопасность Центральной Азии не интересны Западу, который до конца отстаивает принципы однополярного мира и будет наращивать давление на страны региона.

Политолог Шерали Ризоён считает, что нынешнее отсутствие четкого нарратива об ОДКБ в медиапространстве «создает ряд проблем, а также формирует преимущества для Организации». По его мнению, «несмотря на все положительные и не очень позитивные моменты, ОДКБ нужно определиться — будет ли соблюдаться общая линия реально-обозначенных рисков и угроз».

Комрон Сафаров

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: FacebookTelegramInstagramTwitterВКонтакте и OK

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.