Вопросы безопасности в Центральной Азии приобрели особую актуальность на фоне нестабильной военно-политической обстановки в Афганистане и геополитических трансформаций в мире.
Многие проблемы безопасности, которые сегодня тесно связаны с Центральной Азией, намеренно создаются западными государствами и их партнерами по НАТО, отмечают аналитики. По их мнению, вспыхнувшие беспорядки в Казахстане в январе, события в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в мае-июне текущего года, а также протесты в узбекском Каракалпакстане в июле являются звеньями одной цепи, в которой прослеживается рука западных спецслужб.
Еще в начале года западные страны желали отвлечь внимание России, попытавшись дестабилизировать Казахстан. Протестные настроения, которые начались на фоне подорожавшего сжиженного газа, в течение буквально нескольких дней переросли в беспорядки и уже имели политический окрас с экстремистским и террористическим подтекстом. Казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев обратился в Организацию договора о коллективной безопасности с просьбой о помощи, и проблема была преодолена благодаря быстрому вмешательству Организации, в которую наряду с Казахстаном входят Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан и Россия.
Западные державы думали, что эти событиями Москва больше не сможет поворачиваться лицом к Западу и что она будет занята проблемами в Центральной Азии, однако Россия вышла из этого кризиса, укрепив свои позиции в регионе.
«Вопрос «Российское влияние в регионе усиливается?» вызвал беспокойство на Западе», — считает специалист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Анкаринском центре исследований кризисных ситуаций и политики, доктор Дженк Тамер. По его мнению, по сути, Россия не хотела новых проблем в Центральной Азии.
Запад не знает как воевать с Россией и «лучшее решение, которое они нашли: это может быть угроза безопасности Центральной Азии», добавил Тамер.
В Душанбе неоднократно заявляли, что в нынешних условиях геополитических трансформаций в мире особую актуальность в центрально-азиатском регионе приобретает проблематика обеспечения безопасности, выражая готовность запустить с Россией взаимодействие в области противодействия новым вызовам и угрозам.
«В нашем регионе не снижается накал напряжённости, связанной с деятельностью террористических и экстремистских групп, активно распространяется идеология религиозного радикализма, в разы увеличились объемы незаконного оборота наркотических средств, не сбавляет обороты транснациональная организованная преступность», — заявил месяц назад президент Таджикистана Эмомали Рахмон на первом саммите «Центральная Азия + Россия».
По его словам, Таджикистан «крайне волнует усиление влияния радикальных идеологий». «Необходимо все время отслеживать ситуацию и действовать на опережение», — отметил он, предложив усилить координацию спецслужб и компетентных органов в целях развития существующих и создания новых механизмов совместной борьбы против распространения радикализации в регионе.
«Ситуация в Афганистане напрямую влияет на нашу безопасность. Таджикистан, как ближайший сосед, всегда выступал и выступает за становление Афганистана в качестве мирного свободного от терроризма, войн и наркотиков государства… Мы стараемся укреплять границу с Афганистаном и создавать необходимую пограничную инфраструктуру. В этой связи выступаем за налаживание более практического сотрудничества наших стран в вопросах оказания друг другу помощи в укреплении потенциала охраны границы», — добавил лидер Таджикистана.
Обеспечение безопасности в регионе остаётся темой №1 в повестке взаимодействия государств Центральной Азии с Россией. Эксперты считают, что это в основном обусловлено тем, что Россия традиционно выступает для Центральной Азии наиболее важным партнером.
«Она играет ключевую роль для поддержания внутриполитической стабильности государств региона. Россия также оказывает миротворческую поддержку, обеспечивает безопасность от внешних рисков и вызовов – как в многосторонних, так и в двусторонних форматах. По самым разным угрозам (ситуация в Афганистане, терроризм, наркотрафик) у России и центрально-азиатских стран есть успешный опыт взаимодействия и схожие позиции», — сказал старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук Станислав Притчин в интервью информационно-аналитическому центру Московского госуниверситета.
Способность предотвратить угрозы безопасности в регионе, прежде всего, зависит от предпринимаемых в странах шагов. По словам Притчина, это касается и разрешения конфликтов внутри региона.
«Россия в последние годы выступает как ответственный игрок, нацеленный на обеспечение безопасности в Центральной Азии, даже когда это не совсем отвечает российским национальным интересам. Задачи региональной безопасности и стабильности всегда выше, потому что, в стратегическом плане, это залог безопасности самой России», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что нынешние тектонические сдвиги в мире проецируют новые вызовы и угрозы России и ее союзникам и партнерам в регионе и «дружественные государства всегда найдут решения и только укрепят свое сотрудничество».
Комрон Сафаров