Существует стереотип, что мигранты идут работать в отрасли, где требуется ручной труд. Но среди приезжих есть не только представители рабочих профессий. «СтоЛИЧНОСТЬ» рассказывает о молодых учёных из Таджикистана, которые успешно интегрировались в российское научное сообщество.

Фото: личный архив
Молодой учёный занимается разработкой тонких композиционных плёнок с дифракционными и магнитными свойствами

Матин Ашуров

Младший научный сотрудник факультета наук о материалах МГУ им. Ломоносова

Интерес к физике и химии Матин стал проявлять ещё в детстве, мечтал учиться в лицее № 1 с углублённым изучением точных наук в таджикской Исфаре.

«Если бы не моя настойчивость, я бы не стал учеником лицея № 1. Меня взяли туда только с третьей попытки, когда я был в 7-м классе. Свободных мест в классе не было, мне даже самому пришлось купить школьную парту. Я сидел не в одном ряду со всеми учениками, а сбоку», – вспоминает он.

После лицея был бакалавриат филиала МГУ в Душанбе по специальности «химия, физика и механика материалов», где Ашуров столкнулся с трудностями перевода.

«В лицее мы занимались на таджикском, по­этому вначале было сложно отвечать на вопросы на русском языке. Сейчас, основываясь на личном опыте, я рекомендую поступающим в вузы заранее начать учить язык. Это те знания, которые открывают новые возможно­сти», – говорит Матин.

Бакалавриат он окончил с отличием, пере­ехал в Москву, стал учащимся магистратуры факультета наук о материалах МГУ, в свободное время подрабатывал. Подработки, впрочем, быстро закончились. «Я понял, что, если продолжу, это помешает науке, – рассказывает он. – Поэтому решил, что деньги я должен получать благодаря научной деятельности. Закрыл сессию на отлично, написал свою первую статью в высоко­рейтинговый журнал Journal of Applied Physics, и мне присудили повышенную стипендию. С тех пор у меня не было финансовых ­проблем».

Сейчас в активе Ашурова участие в 18 всероссийских и международных конференциях по химии, физике и нанотехнологии и 27 научных статей. Он также выступает в роли главного исполнителя российско-индийского проекта «Разработка тонких композиционных плёнок с комбинированными дифракционными и магнитными свойствами», который реализуется МГУ и Национальным технологическим институтом им. Сардара Валлаббая. «История проекта связана с моими публикациями по синтезу дифракционных решёток, которые заинтересовали индийских исследователей настолько, что они предложили сотрудничество», – поясняет учёный.

Бедил Саиджонов

Аспирант химического факультета МГУ им. Ломоносова

Тема работы Саиджонова — разработка наноматериалов для высокоэффективных светодиодов. Фото: личный архив

Во время гражданской войны в Таджики­стане семья Бедила Саиджонова была вынуждена уехать из страны. Большую часть своего детства он провёл в Узбекистане и Кыргызстане, где начал ходить в школу. Позже Бедил вернулся в Душанбе, чтобы поступить в филиал МГУ, затем отправился в Москву – в магистратуру факультета наук о материалах МГУ. «До 2010–2011 гг. был ажиотаж вокруг термина «нано». Всех интересовали нанотехнологии. Я тоже увлёкся этой областью фундаментальной и прикладной науки», – объясняет он свой выбор. Бедил не только занимается исследованиями, но и делится опытом со студентами. Говорит: «Учёный должен и работать над решением определённых задач, и воспитывать смену – людей, которые могли бы в дальнейшем продолжить его работу».

В 2019 г. Саиджонов стал победителем конкурса компании LG Chem, а в 2021 г. получил повышенную стипендию для молодых учёных и аспирантов, добившихся значительных результатов в научно-исследовательской деятельности. Кроме того, он лауреат премии им. академика В. А. Легасова, которая присуждается за идеи в области химии и технологии новых неорганических материалов, ресурсо- или энергосберегающих технологий.

Сейчас Бедил занимается разработкой материалов для получения высокоэффективных светодиодов. «Современные источники света малоэффективны: качество обычно не соответствует стандартам освещения, – говорит он. – Разрабатываемые нами наноматериалы позволяют получать дешёвые устройства с улучшенными оптическими свойствами и высокой эффективностью».

Саиджонов говорит, что переезд в Россию поменял его мировоззрение. «Человек, переезжающий с места на место, по-другому смотрит на мир. У него появляется особенный жизненный опыт, он знакомится с другой культурой, обычаями, традициями. В конечном итоге миграция позволяет людям больше узнать друг о друге, понять, что мир – наш общий дом».

Комрон Рахимов

Аспирант и ассистент кафедры теории и истории международных отношений РУДН

Комрон написал больше 50 научных статей, преподаёт в РУДН. Фото: личный архив

Комрон родился в 1993 г. в Комсомолабадском районе (ныне Нурабадский район) в семье учителей. В Таджикистане он получил диплом по специальности «юриспруденция». После чего поступил в магистратуру факультета гуманитарных и социальных наук кафедры теории и истории международных отношений РУДН. Её он окончил с отличием, а в прошлом году был избран по конкурсу на работу в должности ассистента на эту кафедру.

Рахимов написал больше 50 научных статей, среди которых есть одна монография – «Роль ШОС в обеспечении без­опасности Центральной Азии». В книге на широком фактическом материале осуществляется анализ истории развития организации на фоне трансформации системы международных отношений в условиях формирования новых вызовов и угроз в регионе.

«Основа для этой работы была, потому что тема исследования связана с моей магистерской диссертацией. Однако нужно было приложить массу усилий, чтобы монография вышла в свет. Я потратил год на исследование и опубликовал книгу на свои стипендию и средства, которые дали мне родители», – рассказывает молодой учёный.

Рахимов выступает с докладами на научных конференциях, а ещё он преподаёт – ведёт семинарские занятия по дисциплинам «История внешней политики СССР», «Интеграционные процессы на пространст­ве Евразии», «Международное публичное право», «Международный терроризм как проблема в международных отношениях» и т. д. «Самое сложное здесь – заинтересовать аудиторию, – поясняет он. – Если преподаватель неспособен увлечь студентов, то они просто уйдут с занятий, а то и вовсе ­перестанут их посещать».

С лекций Рахимова не уходят. Если кто-то спрашивает о его ­этнической принадлежности, то с удовольствием рассказывает о таджиках и Таджикистане. «Некоторые ребята даже успели побывать в моей стране. Это те, кто интересуется внутренней и внешней политикой Таджикистана».

Что касается РУДН, то здесь Комрон многим обязан своему научному руководителю, доктору исторических наук, профессору Константину Петровичу Курылеву. Но есть в москов­ской жизни Рахимова человек не менее важный – его соседка. Она всегда интересовалась его учёбой, поддерживала во всём. Во время пандемии у пожилой женщины умерла сестра. Ей потребовалась помощь. Комрона уговаривать не пришлось.

«Я готовлю ей еду, стираю вещи, навожу порядок в квартире. Стараюсь присматривать за ней, как сын за своей матерью. Это нормально. Люди должны помогать друг другу в трудные минуты».

Материалы подготовил участник инициированного Гильдией межэтнической журналистики сообщества журналистов-мигрантов Мехрзод Шарифзода.

Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss. Читайте нас также в FacebookInstagramВКонтакте и OK

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.