Из бывших республик СССР с Афганистаном имеют общие границы Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Самая протяженная граница у Таджикистана – 1344 км. Почти вдвое меньше афганско-туркменская граница — 744 км. Граница с Узбекистаном всего 137 км. Граничат с Афганистаном также Иран, Пакистан и Китай. Однако, большей частью Таджикистан ассоциируется с Афганистаном, что сказывается на имидже нашей страны. Возможно, потому, что в начале 90-х годов наша страна тоже была охвачена войной. Может, потому, что в Афганистане тоже проживают таджики. А может только потому, что о Таджикистане зарубежные СМИ упоминают лишь тогда, когда происходят негативные события. Так или иначе, данное обстоятельство плохо влияет на имидж Таджикистана. Возможно, в этом отчасти причина того, что нашу страну мало посещают туристы, не имеют особого желания вкладывать средства в экономику инвесторы.
Известно, что туризм является одним из самых доходных отраслей экономики. Некоторые страны целиком живут за его счет. Например, Сейшелы. Экономика таких стран, как Турция, Греция, Кипр, Египет, Израиль, Тайланд, Индонезия, почти наполовину зависит от доходов курортов, санаториев, достопримечательностей. Если в Турцию и Грецию людей манят теплые моря и лазурные берега, у Египта и Израиля есть еще и много исторических памятников, которые привлекают любителей духовной части жизни.
Таджикистан в этом отношении богом не обижен. У нас есть и древние исторические памятники, и минеральные источники, и красивая природа, что одинаково может притягивать путешественников разных категорий и возрастов. Словом, есть что предложить. Вот только проблем много. Прежде всего, за пределами нашей страны должны знать, что Таджикистан – это безопасная страна, что наши границы с Афганистаном твердо защищены, у нас довольно низкий уровень преступности, что люди толерантны, вежливы, гостеприимны и законопослушны.
Нужен новый имидж: как его создать?
Известно, что в большей степени имидж создает пресса. А формируется он на основе того, что говорят о стране на международной арене, какая информация преобладает на страницах печати, что звучит по радио и что показывают по телевидению. Так завелось, что о существовании Таджикистана мир узнал по событиям 1992-1997 года, то есть, когда СМИ ежедневно сообщали о гражданской войне, кровопролитии, беженцах, злых и жестоких исламистах. Разумеется, еще тогда Таджикистан звучал почти как единое целое с Афганистаном в устах военных, журналистов, дипломатов, наблюдателей. Несмотря на то, что уже 20 лет, как в Таджикистане закончилась война и что люди два десятилетия живут мирной жизнью, страна никак не может избавиться от ассоциации с Афганистаном. Международные СМИ только интересуются негативом, СМИ Таджикистана на международной арене не могут «делать погоду» по разным причинам. Государственные не вызывают особого доверия, поскольку только говорят и пишут из позиции правительства, однобоко, игнорируя иные источники, мнения. Во-вторых, недостаточен уровень профессионализма, чтобы создавать материалы с соблюдением международных стандартов. В-третьих, в стране нет ни единого информагентства, занимающегося исключительно вопросами контрпропаганды и формированием положительного имиджа. Независимые СМИ, располагающие сильными, профессионально обученными журналистами из-за финансовых проблем просто не имеют возможности заниматься имиджмейкерством, даже если речь идет о стране, хотя, когда очень необходимо, именно они больше защищают интересы государства и граждан Таджикистана в международном информационном пространстве. Словом, наличие большого количества проблем не дает возможности создавать иной образ страны и в силу этого достоянием общественности становится преимущественно негативная информация, которая, следовательно, и формирует отрицательный имидж. Для того, чтобы пресса не только говорила о черном, но и белом, необходимо коренным образом изменить подход к СМИ, как государственным, так и независимым, превратить их в настоящую «четвертую власть», какими они являлись, больше им доверять, интересовать, быть прозрачными перед ними, чтобы у них была информация. Развернуть широкую рекламную кампанию через русскоязычные СМИ, зарубежные сайты, информагенства, радио и телевидение. Например, МТРК «Мир», которая только теперь после длительного перерыва начинает выходить вновь в эфир, как нельзя лучше подходить для изменения имиджа страны. Почему до сих пор Таджикистан не пользуется великолепной возможностью чаще и лучше заявлять о себе, рекламировать свои достижения, самобытность, уникальную природу, свое отношение к глобальным мировым проблемам, показывая тем самым прогрессивную позицию руководства страны, можно только удивляться. Так, что есть над чем поработать.
Развитие туризма становится приоритетом
В конце мая 2017 года президент страны Эмомали Рахмон подписал Указ о разделении Комитета по делам молодежи, спорта и туризма на две структуры. На основании этого документа туристическая отрасль отошла новому Комитету. Это решение свидетельствует о том, насколько важной является эта сфера для государства. Несмотря на то, что за период независимости построены хорошие дороги, изменился облик городов, построены современные гостиницы, реставрированы многие памятники истории и архитектуры, нет работы в главном направлении. В Таджикистане до сих пор нет ни одной туристической компании, которая бы занималась привлечением зарубежных граждан в страну. Практически все компании занимаются вывозом наших граждан и, следовательно, денежных средств за рубеж. Располагая уникальными возможностями для развития туризма, мы не думаем о главном: кто должен развивать, с кем нужно работать?
На днях, точнее 9 октября 2017 года, в Душанбе прошла международная конференция, которую организаторы назвали «Таджикистан – туристическая страна». Надо было начинать с названия, придумать что-то оригинальное, а не использовать затасканную, растерзанную, избитую фразу. Назвать конференцию международной и совершенно ничего не сказать о том, почему она международная, совершенно непонятно. Пригласили представителей международных организаций, аккредитованных в стране, нескольких туристических компаний и все. Никакой информации на международных сайтах. Ведь в Душанбе работают представители ведущих мировых информагентств, радио, телевидения. Получилось, провели конференцию для себя, а не для общественности, прежде всего, зарубежной. А ведь конференция была отличной возможностью наладить контакты с прессой, зарубежными туристическими компаниями, специалистами.
Что мы можем предложить?
У нас в Таджикистане уникальная природа. Даже она сама может подарить туристу массу положительных эмоций. Есть древние архитектурные памятники во всех уголках республики. Есть уникальные минеральные источники. Одна Гармчашма чего стоит. Первозданную красоту сохранили наши озера, расположенные на высоте от 2000 метров и более. Искандаркуль, Каракуль, Семь озер, Сарез, Каратаг, Оби Гарм, Чилдухтарон. Ведь такого обилия названий мест, привлекающих внимание туристов, нет ни в одной другой стране. Мы назвали всего несколько из них.
Сегодня те, кто побывал в столице нашей страны, восхищаются Душанбе, его широченным и зеленым проспектом Рудаки. Есть ли в каком-либо другом городе аллеи по самую середину улицы? Есть ли что-то подобное, чтобы все полностью было обволочено высоченными деревьями, создающими не только уют, но и своеобразный щит от жгучего летнего солнца?
За три последних года в корне изменил свой облик Худжанд. В городе появилось несколько сооружений, которые не только добавили областному центру величие и красоту, но стали своего рода достопримечательностью и местом отдыха, как собственных граждан, так и гостей. Идея о том, как создать что-то такое, чтобы напоминало о настоящей Родине великого древнего таджикского поэта Камоли Худжанди, принадлежит председателю Согдийской области Абдурахмону Кодири. Два года назад на месте заброшенного парка культуры отдыха рядом с архитектурным ансамблем VI-V веков до нашей эры «Старой крепостью», являвшейся своего рода фортификационным сооружением появился новый, великолепный сад, названный в честь Камола Худжанди.
Новый дворец бракосочетания с красивыми аллеями и фонтанами прекрасно вписался в территорию, где находятся правительства города и области.
Встреча с группой туристов
14 октября я случайно столкнулся с группой туристов. Среди них была девушка из Узбекистана по имени Юлия. Она сказала просто: хороший городок, красивый, чистый и уютный. Я никогда не думала, что у нас под боком есть такие города. А люди здесь — самая большая достопримечательность. Они простые, доброжелательные, гостеприимные.
Турист из США (штат Калифорния) Стив Эдисон сказал, что он приехал в Худжанд впервые.
«Группа добиралась до Таджикистана поездом из Узбекистана. Отличные впечатления. Сперва, правда были насторожены, но увидев добродушие людей и обстановку мы успокоились. Я чувствую себя в полной безопасности».
Удалось поговорить с представителем узбекской туристической компании, представившимся Насимом. «Среди пяти республик Центральной Азии лишь две республики – Таджикистан и Узбекистан имеют оседлую культуру. Я второй раз в Худжанде, и каждый раз смотрю на людей и думаю: никакой разницы между узбеками и таджиками. Разве что говорят на разных языках, а так единая культура, общие традиции, обычаи. С улучшением межгосударственных отношений, думаю, будут развиваться наше сотрудничество в области туризма».
У вас замечательные люди, кого бы мы не встречали, с кем бы не говорили, они нам с улыбкой пожимали руки. Мы посетили рынок Панчшанбе, нам очень понравилось прогуливаться по рынку, сказал другой американский турист Джеймс Уилсон.
Представитель туристической компании «Ориён со клоуд экспресс» сообщил, что их компания впервые включила в туристический маршрут Таджикистан в качестве эксперимента и, кажется, не прогадала. «Мы привезли 100 человек из США, и все в прекрасном настроении».
Остается добавить, что подобные туры должны практиковать отечественные туроператоры, но у них иные трудности. Главная – денежные средства.
В беседе начальник управления госимуществом и инвестициями Аловаддин Нозимов остановился на некоторых других проблемах, мешающих развитию туризма. В частности, он назвал главным препятствием высокую стоимость авиабилетов. «Представьте себе, что за ту цену, которую вы платите на рейс в Алма-ату из Душанбе, турист из Германии мог бы добраться до Ташкента или Бишкека. У нас такое понятие, что турпоездки совершают богатые люди. И это ошибка. Зачастую это пенсионеры, спортсмены, экстремалы, которые хотят максимально сэкономить. Поэтому, когда мы говорим о туризме, обязательно нужно иметь в виду, что сервис должен существовать уровня, рассчитанного на средний класс».
Нозимов также обратил внимание на то, что такие места, как «Искандаркул, Хафткул, санатории и профилактории должны быть отданы в руки тех, кто располагает средствами, чтобы построить дороги, гостиницы, столовые, кемпинги, мастерские, кто реально может создать комфорт и удобство, рассчитанные на зарубежного туриста. Не так, чтобы взять и только собирать деньги, ничего не построив».
Уникальность шанс для Согда
Худжанд располагает уникальным потенциалом для развития туризма. Прежде всего, город находится на перекрестке между рядом исторических городов Центральной Азии, которые, как и областной центр Согдийской области, имеют древнюю историю и славу во всем мире. Самарканд и Бухара всегда притягивает туристов. С изменением политики Узбекистана эти города отныне будут посещать большие группы туристов. В противоположной стороне находятся Андижан и Наманган, недалеко и столица Узбекистана -Ташкент. И, наверняка, зарубежные операторы будут и далее включать Худжанд и еще два других древних таджикских города в свои маршруты. В Худжанде есть, что посмотреть. Помимо историко-археологического комплекса «Старая крепость», обязательно в центре внимания окажутся соборная мечеть Шейха Маслахиддина, рынок Панджшанбе, дворец Арбоб, санаторий Бахористон и рукотворное «Таджикское море».
Благоприятно расположен главный города Зерафшанской долины Пенджикент с его городищем 5 тысячелетним Саразмом, замечательными озерами и мавзолеем великого поэта Рудаки. Близость с Самаркандом в случае упрощения порядка пересечения границы открывает хорошие перспективы для того, чтобы город стал одним из центров туризма Таджикистана. Главное, чтобы упростить визовый режим. Это дополнительное препятствие. Что касается Душанбе и других регионов Таджикистана, то положение усложняется тем, что в столицу нужно привлекать туристов по отдельным маршрутам, чему будет мешать существующая политика ценообразования в таджикских авиакомпаниях.
Негматулло Мирсаидов
{loadposition user61}