Экстремизм и радикализм представляют собой острую глобальную проблему. Если для многих стран это лишь возможная угроза безопасности, то для Таджикистана из-за его геополитического положения, исторического контекста и множества социальных факторов, эти угрозы являются ключевыми, и требующими серьезного внимания как на внутреннем, так и на международном уровнях. Что сегодня, исходя из этого, находится в центре внимания государства?

Влияние религиозного фактора

В Таджикистане религия играет значительную роль в жизни общества. Она способствует формированию моральных ценностей, внутреннему росту и сплоченности людей. Однако религиозный фактор, при неверной трактовке, может стать и источником негативных проявлений, провоцируя радикальные настроения и действия. У официального Душанбе на повестке дня стоит комплекс мер, направленных на борьбу с экстремизмом. Это включает в себя усиление контроля за религиозными организациями, проведение профилактических мероприятий среди молодежи и активное международное сотрудничество. Важно отметить, что государство стремится не только к подавлению радикальных проявлений, но и к созданию условий для устойчивого развития общества, где радикализм не найдет почвы для распространения.

Основная задача Таджикистана — не допустить разрастания экстремизма и создать такую социальную и политическую обстановку, где радикальные идеи не смогут прижиться. Это требует значительных усилий, как на уровне государственной политики, так и на уровне общественного сознания, образования и культурных инициатив. Фактором риска при таком раскладе является Афганистан, с которым Таджикистан имеет протяженную границу. В республике уже 28 организаций признаны террористическими и экстремистскими. Основную активность в центральноазиатском регионе в последние годы проявляют группировки «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия» и «Таблиги Джамаат». Ферганская долина, охватывающая территории Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, часто оказывается в зоне интересов для распространения идей этих группировок.

Одной из причин развития экстремизма в Центральной Азии является также политизация религии, о чем говорил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон: «В последние годы мы наблюдаем беспрецедентное расширение усилий сверхдержав для достижения своих целей, разделения мира, ускоренного вооружения, начала нового этапа холодной войны и беспрецедентного расширения деятельности террористических и экстремистских групп, которые, к сожалению, приобретают религиозный характер. Самым серьезным вызовом является продвижение в Центральной Азии крайне разрушительной идеологии религиозного радикализма. Наиболее опасным для нашего общества является тенденция укрепления позиций салафизма и ваххабизма». 

Эксперт по Центральной Азии Фаридун Усмонов подтверждает серьезность усилий руководства Таджикистана в борьбе с религиозным радикализмом: «Распространение радикализма в Таджикистане наблюдается на протяжении уже длительного времени. Власти республики прикладывают значительные усилия для профилактики распространения радикальных идей. И, надо сказать, что результат на лицо: еще 10-15 лет назад можно было встретить сомнительных проповедников даже в общественном транспорте. Сейчас такого уже нет. Власти борются и с неправильными трактовками религиозных течений. 

Огромная работа проделана в регионах Таджикистана, где повышается грамотность религиозных деятелей. К сожалению, экстремисты тоже не стоят на месте: теперь они используют интернет для распространения своих идей».

Защита информационного пространства

Интернет — такое пространство, контролировать которое достаточно непросто. При этом практически вся молодежь использует интернет, а ведь именно на нее и нацелена деятельность радикалов. Только в Центральной Азии около 500 онлайн-каналов, которые используют представители экстремистских и террористических группировок, транслируя свои идеи на аудиторию примерно в 170 тысяч человек. Особенно популярны среди молодежи такие социальные сети, как Instagram, Facebook, Youtube, Telegram, где можно найти не только полезный или развлекательных контент, но и, к сожалению, контент террористической направленности. Согласно опросам, 80% таджикских пользователей встречают пропаганду терроризма и экстремизма именно на интернет-ресурсах.

Чтобы более эффективно бороться с распространением радикальных идей в интернете, Эмомали Рахмон предложил создать единую систему защиты информационного пространства ОДКБ. Таджикистан также предложил странам-участницам ОДКБ создать в республике Центр гуманитарного реагирования организации. Эта инициатива была однозначно поддержана.  

Таджикский эксперт Фаридун Усмонов считает это решение очень своевременным: «Инициатива открыть Центр гуманитарного реагирования ОДКБ в Хатлонской области — предложение своевременное. Этот факт указывает на то, что проблема борьбы с радикалами, усиление радикализации молодежи и их участие в террористических актах не является проблемой какого-то одного государства. Радикализм — проблема как Таджикистана, так и других стран-членов ОДКБ и с ней нужно бороться коллективно. 

Инициатива Таджикистана показывает, что ОДКБ — это не только военная защита границ, но и обеспечение гуманитарной безопасности. Чтобы бороться с радикальными движениями, нужно приложить совместные усилия. Инициатива по созданию Центра исходит от Таджикистана, что особенно важно, поскольку мы хорошо понимаем, какие угрозы несет радикализм. В новейшей истории наша страна испытала на себе все негативные последствия от радикализации общества.

Центр, возможно, будет открыт в Хатлонской области, которая непосредственно граничит с Афганистаном — очагом распространения терроризма и экстремизма. В районе таджикско-афганской границы сконцентрировано большое количество боевиков, подверженных влиянию радикальных идей.

Афганистан уже долгое время остается “кровоточащей раной” нашего региона, и пока эта проблема не будет решена, эту боль будут испытывать все страны Центральной Азии. Поэтому так важно объединять усилия для нормализации ситуации в Афганистане и поиска путей решения афганского кризиса. Важно, чтобы зона напряженности отдалялась от общей границы ОДКБ. Таджикистан с помощью коллективного сотрудничества сможет эффективнее бороться с проблемой радикализации и распространением экстремизма». 

ОДКБ является эффективным механизмом обеспечения безопасности в регионе. Организация борется с экстремизмом, терроризмом, наркотрафиком и «цветными революциями». В регионе главный дестабилизирующий фактор — Афганистан, и инициатива Таджикистана поможет укрепить границу с этой страной, а также более активно бороться с другими угрозами. Программа, предложенная Таджикистаном будет включать в том числе и гуманитарную поддержку провинций Афганистана, находящихся в приграничных районах.

Садаф Назарова 

Читайте нас также в FacebookTelegramInstagramTwitterВКонтакте и OK

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.