Конфликт, в котором менее всего был заинтересован Таджикистан.

После ожесточенных боевых действий между военными подразделениями Таджикистана и Кыргызстана по всему периметру таджикско-кыргызской границы, наконец, достигнута новая договоренность о перемирии. Сколько времени он продлится – день, месяц, полгода- знает бог и те, кто давно занимается провокациями на границе, вселяя в души людей, живущих здесь, страх, проливая кровь невинных людей.

Нынешний конфликт, спровоцированный кыргызскими военными на юго-восточной окраине таджикского села Ворух, в местечке под названием Кех 14 сентября 2022 года, вновь принес горе таджикским матерям, отправившим своих сыновей на службу в армии, что они вернутся целыми и невредимыми. Там, в далеком Ворухе, в первый день конфликта был убит один таджикский военный, двое получили ранения от пуль кыргызских военных. Почему я так убедительно говорю о том, что конфликт спровоцировали именно кыргызские пограничники?

Во-первых, ни один из них не пострадал. Обычно уязвимы те, кто не ждет нападения. Именно в такой ситуации оказались таджикские пограничники, которые не ожидали вооруженного выпада кыргызского спецназа “Бору”. Кстати, в местечке Кех, который кыргызы называют Булак-Баши, по горным тропам можно перевозить и военную технику и подкрепление из Баткена по кратчайшей дороге. Именно по этим тропам шли в свое время боевики ИДУ, когда они напали на Баткен в 1999 году.

Затем одновременно провокации начались на других участках границы. Сперва стреляли из автоматов, потом стали применять пулеметы, минометы. Для жителей приграничных сел Таджикистана начавшиеся перестрелки на других участках границы были как гром среди ясного неба. Может, такие же чувства испытали и кыргызы, но по некоторым данным многие граждане – женщины, дети, старики из близлежащих кыргызских айылов были эвакуированы заранее, что также свидетельствует о том, что провокации планировались заранее кыргызской стороной.

К исходу дня стороны договорились о прекращении огня. Результат – только в джамоате Чоркух 11 человек из числа гражданских были доставлены в зональную больницу №2, двое в том числе с тяжелыми ранениями. Четыре человека были детьми в возрасте 10-12 лет.

Пострадавшие в результате обстрела автомашины.

На следующий день, 15 сентября я с двумя своими коллегами из “Радио Озоди” и Спутник Таджикистана” прибыли в село Чоркух, и поинтересовались у представителей местного населения, куда нам следует отправиться, чтобы поговорить с пострадавшими и заснять на видео, сфотографировать пострадавшие дома. Нам посоветовали отправиться в махаллю Лангар. Объяснили, что туда прилетело много мин. От разрыва некоторых из них пострадали люди, разрушены дома. По счастливой случайности осталась жива Раъно Курбонова. Она говорит: Я когда возвращалась из больницы, куда ходила за уколом, обратила внимание, что в предгорье стоят большое количество кыргызских военных в черной форме. Подумала, что-то не так. Побежала быстрее домой. Как только вошла во двор, раздался оглушительный взрыв, и повылетали все стекла. А в одной из комнат поднялся пыл и одновременно раздался крик. Побежала и увидела 12-летнего внука с окровавленной рукой. Позвала соседей. Ребенка отвезли в больницу. Потом поняла, что его оказывается ранило в руку осколком от снаряда.

Дом одного из жителей махалли Лангар джамоата Чоркух, пострадавший от кыргызского снаряда.

В махалле Лангар мы побывали еще в четырех домах. Там были и пострадавшие, и разрушения. Большая часть снарядов летели сюда со стороны Паскы-Арыка, кыргызского айыла, где происходили самые серьезные столкновения. Поскольку Лангар находится в 2-2,5 километрах от Паскы-Арыка, то вряд ли снаряды были шальные. Они скорее были пущены в сторону местной телевышки. И все пострадавшие жили в домах, расположенных вокруг нее. Еще один снаряд ударил, как нам сообщили, недалеко от здания местного ОВД, в доме местного жителя, который находится в 50-метрах. Затем мы стали свидетелями и того, какие повреждения получили частные легковые автомашины, припаркованные рядом с торговым центром и зданием администрации местного совхоза. Видимо, целями была инфраструктура села, но кыргызские военные прекрасно знали, что все те места, по которым стреляли, всегда были многолюдны. По счастливой случайности у торгового центра никто не пострадал. Однако, на автостанции от разрыва снаряда пострадал шофер маршрутного такси и двое пассажиров.

Вид на приграничье с сопки, где находится телеретранслятор.

Из всего увиденного и рассказанного следует, что кыргызские военные преследовали цель нанести как можно больше ущерба и пролить больше крови. И то, что конфликт был приурочен ко дню открытия Совета глав государств ШОС в Самарканде, то президент Кыргызстана Садыр Жапаров и глава ГКНБ Камчыбек Ташиев выполняли чей-то заказ, целью которого был подрыв имиджа ШОС, как организации, набирающей силу и авторитет. А в том, что конфликт спровоцирован был именно руководством Кыргызстана, нет сомнения, поскольку в преддверии саммита ШОС Жапаров проверил готовность базы своих беспилотников “Байрактар”, купленных у Турции. И Камчыбек Ташиев, по некоторым данным, имел встречу с военными в обстановке секретности. Ведь именно подобные встречи с военными происходили и накануне событий 29-30 апреля 2020 года. Совпадение или запланированные мероприятия по подготовке военной акции? А эвакуация жителей? Между тем, в таджикских населенных пунктах никто не был эвакуирован. Более того, люди жили повседневной жизнью.

Неъматулло Мирсаидов, независимый журналист 

От автора: о событиях 16 сентября, которые стали самыми ожесточенными за все время, напишу завтра.

Читайте нас также в FacebookTelegramInstagramTwitterВКонтакте и OK

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.