В данный момент напряжённая ситуация на таджикско-кыргызской границе остаётся в центре внимания не только непосредственных участников событий, но и их соседей, а также стратегических партнёров.

Так, на одном из сайтов опубликована статья А.Топорова, который, анализируя недавние приграничные конфликты на спорных территориях, напомнил предысторию конфликта, когда в результате размежевания в начале 1920-х годов Туркестанской АССР нынешние спорные территории достались Таджикской АССР. Что в реальности соответствовало реальному положению дел, ведь тогда там действительно жили таджики-земледельцы. Однако к концу 50-х гг., по точному замечанию А.Топорова, юридически закреплённые «границы республик были подкорректированы, и Ворух несправедливо стали называть таджикским анклавом в Киргизии. Примечательно, что эти изменения не были утверждены Верховным Советом СССР.

Здесь необходимо напомнить, что само определение Воруха в качестве анклава в корне неверно. Так как, большинство историков, экспертов и политиков склоняются к тому, что Ворух никогда не был анклавом. Это подтверждают документы (карты и нормативные, юридические документы), хранящиеся в анналах российских архивов,  обосновывающие позицию Таджикистана. В них документально подтверждено и указывается на то, что территория Ворух Исфаринского района никогда не была анклавом, а всегда была присоединена к городу Исфара. Анклав (от лат. inclavo – запираю на ключ) – это территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства. Более того, согласно достоверным документам 1924 года, территория РТ должна включить в себя дополнительные 32 300 га, незаконно присвоенных Кыргызстаном до 1989 года.

Ворух, также согласно вновь обнаруженным документам и топографическим картам, под указанное выше определение, коим спекулируют отдельные чиновники, никак не подходит. Следовательно, подобные заявления некомпетентных экспертов и некоторых высоких должностных лиц не обоснованы ни юридически, ни географически, ни топографически, ни исторически.

Аксакалы, то есть старейшины из числа местного населения, также свидетельствуют о том, что в советское время около 20-ти раз создавались двухсторонние комиссии по определению территорий, и во всех случаях решения принимались в пользу кыргызской стороны. После Второй мировой войны кыргызские власти в одностороннем порядке занесли на свои карты около 110 тысяч га земель Исфаринского района. В 1957 году эти документы были переданы таджикскому правительству, но таджикская сторона их не признала. Несмотря на это, кыргызские власти продолжали осваивать земли Исфаринского района и за короткий период времени создали 8 джамоатов. Тогда и был создан Баткенский район, а позже область. После создания области власти Киргизской ССР продолжали незаконно осваивать исконные таджикские территории, так как границ в то время не было вообще.

За прошедшее время десятки таджикских селений потеряли свои земли. Только после обретения независимости между КР и РТ было подписано соглашение о запрете строительства каких-либо объектов на спорных территориях. Однако, несмотря на это, кыргызские власти в одностороннем порядке продолжают осваивать спорные земли.

На самом деле, после определения границ Таджикистана в 1927 году официально они не изменялись. Согласно карте того времени, Ворух имел большую границу с Исфаринским районом. Карта 1958 года, на которую ссылается КР, была ратифицирована только ей самой. Душанбе и Москва эту карту не ратифицировали, соответственно, она не имеет юридической силы. Ранее в окрестностях Воруха кыргызы не проживали вообще. Село Ак-Сай появилось в 80-х годах прошлого века. На этой территории были таджикские земли. Потом кыргызы потребовали эту территорию, привезли из разных регионов разнорабочих, преимущественно бывших заключенных, отстроились и остались жить. Сейчас население Ак-Сая составляет 1,5 тысячи человек. В Ворухе живет более 43 тысяч. Но кыргызская сторона стремится, чтобы жители Воруха с земли своих предков переселились в другую часть Исфаринского района.

Решение о статусе Воруха принималось в советское время, исходя из концепции, что все эти территории относятся к СССР.​ По меткому замечанию А.Топорова, в рамках единого Советского Союза проблема территориального размежевания не стояла остро, зато наличие республиканских границ ускорило расчленение большой страны.

Но сегодня, в силу своего географического положения и юридической незакреплённости, названный населённый пункт (джамоат Ворух РТ) остаётся весьма уязвимой точкой, очагом регулярных конфликтов и информационных спекуляций для недоброжелателей. В этом эксперт видит также заинтересованность третьих сил в дестабилизации региона.

Таджикистан и Кыргызстан являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), специализированных структур безопасности СНГ (АТЦ, СОРБ). И самое главное, Таджикистан выполняет функцию форпоста Центральной Азии и всего СНГ на пути распространения афганской угрозы.

Пока ещё кыргызско-таджикский конфликт не зашёл слишком далеко, необходимо использовать потенциал существующей системы региональной безопасности для скорейшего его урегулирования.

Алексей Герасимов, старший научный
сотрудник отдела стран Центральной Азии

Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss. Читайте нас также в FacebookInstagramВКонтакте и OK

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.