В апреле 2019 года, на 42-ом заседании Совета управляющих РЭЦЦА (Региональный экологический центр Центральной Азии), Зафар Махмудов был избран его исполнительным директором. На сегодняшний день, РЭЦЦА является ведущим региональным центром знаний в области окружающей среды и устойчивого развития, признанным международным сообществом. Основная задача избранного исполнительного директора на следующие годы – включение проблемы изменения климата и смягчению его последствий в планы национальной стратегии развития в этом направлении. Об этом мы поговорили с Зафаром Махмудовым.

Если вопрос планируется внести в национальную стратегию, то он должен быть очень серьёзным. Расскажите об экологических проблемах Центральной Азии и что вы намерены с этим делать в следующие 3-4 года?

На счёт вызовах и угрозах экологического характера в ЦА подчеркну один из важных экологических катастроф 20 века в ЦА – это высыхание Аральского моря и ряд остальных проблем, которые вытекают из этой катастрофы. На данный момент остро стоит вопрос рационального и эффективного управления водными ресурсами. Уменьшение биологического разнообразия, деградация горных экосистем, деградация лесов – всё это экологические проблемы по всей Центральной Азии, которые нам предстоит решить в рамках принятой стратегии до 2025 года. Конечно же в ходе работы мы будем корректировать нашу стратегию под существующие реалии.

Следует также отметить, что проблемы экологического характера иногда перетекают на отношение стран в политическом аспекте и приводят к затруднительным ситуациям на переговорах высокого уровня.

Ввиду масштабного охвата проблем, связанных с экологией, мы решил сделать ставку на региональное сотрудничество. Мы решили создать множество площадок для диалога и обмена опытом между регионами нашей страны, что ускорит выработку конкретных решений по отдельным вопросам. Далее мы бы хотели перевести эту модель на международный уровень, где надеемся достичь хороших результатов.

Необходимость введения таких площадок обусловлено тем, что в наших странах вопросы не решаются одним единым ведомством, а множеством, что ведет к расширению этих площадок в сторону других структур также причастных к экологическому вопросу.

Усиление стратегического планирования на 2020-2025 года, оценка и выявление приоритетов каждой страны Центральной Азии, меж-секторальные партнерство и подход, это всё нам предстоит выработать.

Очень интересно услышать о платформе для такого сотрудничества. А какие платформы функционируют уже и по каким направлениям?

-На данный момент на базе РЭЦЦА функционируют 7 платформ. Это Центрально-Азиатский международный экологический форум. Данная платформа предусмотрена для регулярного обмена усилиями и прогрессом в ЦА по окружающей среде, и устойчивому развитию партнеров. Также функционирует Центрально-Азиатская программа лидерства. В рамках данной программы ежегодно проводятся региональные тренинги для молодых лидеров по вопросам устойчивого развития, как эффективный инструмент наращивания потенциала молодежи и построения партнерства в ЦА. Есть Центрально-Азиатская конференция по вопросам изменения климата, которая служит для содействия региональному диалогу, обмену знаниями и информацией по адаптации к изменению климата изучению возможностей для совместных действий между международными, региональными и национальными партнерами. Следующую конференцию мы планируем провести в Таджикистане, на данный момент этот вопрос активно обсуждается. Также проводятся встречи парламентариев и представителей МИД, встречи региональных организаций, диалоговая платформа высокого уровня по воде – «Секретариат Blue Peace CA», также комитеты и рабочие группы по управлению проектами.

Мне известно, что Афганистан стал шестым участником РЭЦЦА. Как вы к этому пришли и планируется ли вступление других стран?

РЭЦЦА работает в 5 странах ЦА, и он был создан вначале 90-ых годов правительством 5 стран. С началом одного из наших проектов было принято решение включить в наше сообщество шестую страну – Афганистан. Очевидно, что политически ЦА состоит из 5 стран: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, но географически Центральная Азия включает в себя и Афганистан, потому что мы все находимся в бассейне двух рек: Амударьи и Сырдарьи, поэтому сотрудничество с Афганистаном играет важную роль. Сейчас наши афганские партнёры работают в рамках программы «Вода, образование и сотрудничество» (Smart Waters). Это пока проектный офис. На данный момент мы не планируем внесение новых стран в РЭЦЦА.

Кто поддерживает РЭЦЦА на национальном, региональном и международном уровнях?

На национальном уровне нашими партнерами являются министерства, местные органы власти, университеты, бизнес-сообщества, на региональном уровне, это более 10 авторитетных организаций по Центральной Азии, а на международном уровне нашим партнером выступают Агентства ООН в странах получателей официальной помощи в целях развития. Также это экологические и консалтинговые организации, НПО, гражданское общество и частный сектор в 5 странах региона

Какие проекты на данный момент реализует РЭЦЦА?

Один из первых проектов РЕЦЦА, это «Вода, образование и Сотрудничество» (Smart Waters). Цель данного проекта состоит в том, чтобы создать потенциал менеджеров в Центральной Азии и Афганистане, которые доверяют друг другу и способны эффективно управлять общими водными ресурсами в долгосрочной перспективе. В августе 2016 года стартовал другой проект «Программа адаптации и митигации последствий изменения климата в Бассейне Аральского моря». Также функционирует “Межсекторальный диалог в ЦА (NEXUS)» и Диалоговая платформа высокого уровня – «Blue Peace ЦА». Также у нас есть страновой проект в Узбекистане UzWaterAware, который функционировал в периоде 2016 по 2018 годах.

Шахноз Комилзода, журналист

Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.