На самом севере Таджикистана вдоль первого пояса Туркестанского хребта находятся два таджикских села, история которых измеряется тысячелетиями. Древние памятники истории вокруг них хранят много тайн и легенд.
Эти села – одни из крупнейших не только в Таджикистане, но и во всей Центральной Азии. Чоркух и Ворух обнесены высокими горами со всех сторон и граничат с множеством мелких кыргызских населенных пунктов. Они интересны тем, что могут дать ученым-социологам уникальные сведения об истории долгого и мирного сосуществования таджикского и кыргызского народов до горбачевской эпохи. Особенно большой интерес могут привлекать истоки формирования взаимоотношений двух народов, оседлых и склонных к земледелию таджиков и кочевых, занимавшихся в основном скотоводством кыргызов.
Историко-археологические раскопки, проведенные в период существования Советского Союза, свидетельствуют, что коренное население этих районов – таджики, возможно, являются прямыми потомками обитавших здесь неандертальцев. Там, где существовали водные источники, до сих пор есть немало памятников истории, свидетельствующих о существовании древних человеческих стойбищ. Вместе с тем нельзя отрицать того, что в более поздние сроки с переселением предков таджиков к долинам рек отдельные родниковые источники служили кочевым племенам, к которым можно отнести кыргызов, перевалочными базами, где они могли останавливаться для зимовки скота. Вдоль Туркестанского хребта и междугорья можно назвать десятки стоянок, до сих пор сохраняющие согдийские и персидские корни слова – Хавзак (родничок), Сафеддара (белое ущелье), Ходжа Гор (пещера Ходжи), Зови шех Мирзо (овраг шейха Мирзы), Хамвори (равнина), Бедак (ивушка), Кибкон (внутренний оазис) и много других. И сейчас люди старшего поколения – представители многочисленного оседлого коренного населения и незначительного количества кочевых племен – могут с гордостью рассказывать о дружбе и взаимном уважении, которые они могли проявлять друг к другу. Кыргызы, как истинные скотоводы, вместе со своим скотом гнали на высокогорные пастбища в летний период стада таджиков, а таджики в свою очередь приобщали кыргызов к земледелию.
Никогда ничего не мешало этим народам жить вместе. Приобщившись к науке о земледелии, кыргызы вскоре стали привыкать к оседлой жизни, стали чувствовать ее преимущества. По крайней мере, все в этом регионе компактного проживания двух народов выглядит именно таким образом. И сейчас многие продолжают жить по законам дружбы, сотрудничества и взаимной помощи. Но, демократические преобразования наряду со всеми положительными факторами, главным из которых является свобода личности, пробудили и националистические чувства. Экстремистски настроенные силы не прочь вбить клин в устоявшуюся дружбу народов. Многовековую дружбу таджиков и кыргызов в начале 90-х годов с приобретением независимости двумя республиками бывшего СССР стали омрачать все чаще возникающие конфликты по вопросам воды и земли. И сейчас эти силы при появлении любой проблемы, касающейся раздела территории, воды, иного природного ресурса, не прочь разыграть ту же самую карту. В этой связи хочется обратить внимание на один факт, который в силу событий начала 90-х годов в Таджикистане остался незамеченным.
В километрах трех от села Чоркух Исфаринского района ближе к первому поясу Туркестанского хребта, среди каменистых холмов раскинулся небольшой оазис, который таджики называют Кибкон. По странному стечению обстоятельств, здесь, в голой степи появился родник, благодаря которому наши предки разбили сад на площади порядка 10 гектаров. Земля эта до второй мировой войны считалась колхозной, и принадлежала одному из хозяйств села Чоркух. Здесь до середины 60-х жители таджикского село Чоркух проводили со своими братьями и сестрами кыргызами многие праздники – торжества по случаю Навруза, День Победы 9 мая, Иди Рамазон, Иди Курбон. Бывало под руководством учителей школьники ходили на экскурсии по изучению родного края или после последнего звонка выпускники общеобразовательных школ проводили прощальные банкеты.
В полутора-двух километрах выше прямо в сердце первого пояса Туркестанского хребта находилась пещера – исторический памятник, являвшийся предметом поклонения таджиков. Ходжа Гор – так называли пещеру, где обитали в древние времена первобытные люди. Пещера вовсе не была религиозным памятником, но из-за сильных устоев религии по истечении времени она превратилась в святыню ислама и стала местом ежегодного паломничества жителей близлежащих сел. Пещера эта имеет глубокие и древние корни, и ее история насчитывает не одно тысячелетие. Это памятник верхнего палеолита, относящийся примерно к XХХ- XХ векам до нашей эры. Люди старшего и среднего поколения помнят, что молодежь бережно (сознавая или неосознанно) чтила память своих предков. В маленьком оазисе среди гор бережно хранили историко-археологический шедевр, сохранявшийся долгое время в первозданном виде. Об этом памятнике истории в своей книге “Таджики” упоминал и академик Бободжон Гафуров.
История последних лет пещеры покрыта тайной и обрастала слухами о том, что ее больше не существует. Когда эта территория в середине 60-х по чьему-то велению была передана Кыргызстану, говорят, будто бы первым делом взорвали вход в пещеру под предлогом поставки декоративных камней для нужд градостроителей в Ташкенте. Может, это было продиктовано курсом СССР по борьбе с религиозными предрассудками или атеизмом, а может просто с целью прекращения паломничества населения близлежащих таджикских кишлаков. Так или иначе, чтобы не задеть сильно религиозные чувства людей или предотвратить возможное недовольство и протесты общества придумали басню о нуждах пострадавшего от землетрясения Ташкента. Карьера по добыче мрамора здесь не построили, но главное люди перестали посещать святыню. Со временем кроме обычных дровосеков сюда никто здесь больше не бывал. Перестали ездить сюда колхозники, чтобы заготавливать корма, собирать урожай абрикосов.
В один из летних дней, в 2017 году, будучи в Баткене и остановившись в гостинице, в вечернее время смотрел один из местных телеканалов. Показывали репортаж из какой-то пещеры. Рассказывал один историк о наскальных надписях, выбитых на камне человеческих фигурах. Уж больно мне пещера показалась похожей на ту, что называют таджики Ходжаи Гор (местные говорят Кучаи Гор). А может, действительно в течение многих лет был заблокирован только вход, а памятник истории остался цел и невредим? Если так, то почему бы братьям-кыргызам не открыть доступ к нему? Этот древний памятник точно теперь не станет предметом культа. Он, будучи достоянием общечеловеческой культуры, мог бы стать одним из привлекательных объектов туризма наряду с несколькими другими историческими памятниками на территории села Чоркух, как мечеть Мавзолей Амира Хамзы и мечеть Хазрати Подшох.
Горный оазис Кибкон ныне принадлежит одной кыргызской семье. В настоящее время там проживают дети и внуки почтенного старца Нормата-аты. Его дети Абдугаффор, Абдужаббор, Хаитбой с женами и детьми, которые учились в таджикских школах, помнят историческое прошлое. Иногда, когда они посещают таджикские рынки, встречаются со своими одноклассниками и с большой теплотой вспоминают прошлое. В последний раз мы побывали здесь с бывшим директором совхоза «Иттифок», правопреемницы колхоза имени Калинина Хабибом Абдуллаевым. К сожалению, мы теперь ничего сегодня не знаем о судьбе старца, которому должно быть уже свыше 90 лет. И если он жив, поскольку нет возможности навещать его из-за разделения народов, то этот человек последний из тех, кто знает историю этих мест, и было бы замечательно встретиться с ним вновь. И Нурмат-ата все помнит, и вряд ли будет отрицать, что он работал в таджикском колхозе, и что эта земля принадлежала еще в недавнем прошлом Таджикистану.
АБДУМАННОН РАУПОВ
НЕГМАТУЛЛО МИРСАИДОВ
Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss