В одном из древнейших городов Таджикистана – Канибадаме  состоялся международный фестиваль «Шашмаком».

Спустя почти десять лет, помимо таджикских артистов, на фестивале участвовали мастера и виртуозы музыкальных инструментов, а также истинные поклонники  этого  искусства из соседнего Узбекистана.

По словам заместителя мэра города Канибадама Замиры Ашурматовой,  местом проведения такого важного исторического и культурного события выбрано  не случайно. Ведь, здесь родились  и выросли выдающиеся личности  искусства, литературы, государственные деятели XIX и XX века.  

Один из деятелей искусства – Исмоили – найнавоз (флейтист), его сын, тоже флейтист, Народный артист Узбекистана Абдукодир Исмоилов, который  в 1926 году выступал с концертными программами в Англии (примечание Ферганы).

Самые известные деятели культуры и киноискусства  были Народный Артист СССР, Герой  социалистического труда Камил Ярматов, Народная артистка СССР Тухфа Фазылова, Народная артистка СССР Лутфи Захидова, Народная артистка Ханифа Малонова и другие.

 В наши дни  уроженцы этого города Озода Ашурова, Джамшед Эргашев, Хуршед Иброхимов, Лухира Муминова, Шухратджон Эргашев, Фирдавс Неъматов, Мижгона Иброхимова, Мухиба Шокирова достойно представляют  искусства Таджикистана на мировом уровне.

Нужное общение…

Как отметил, кандидат искусствоведческих наук, Народный артист Таджикистана, директор Академии маком Абдували Абдурашидов, цель – организации данного  крупного культурного мероприятия,  прежде всего,  заключалась   в  сборе  всех  музыкантов,  исполнителей и ученых региона, которые посвятили свою жизнь «Шашмаком», а также сконцентрировать, сплотить, консолидировать любителей этого искусства.  Дать им возможность пообщаться, ближе познакомится  и поделится своими мнениями и предложениями  об  «Шашмаком».  

-Мы решили  нынешний  симпозиум организовать по другой системе, – пояснил Абдували Абдурашидов.  –  Впервые,  у нас на симпозиуме выступают музыканты, исполнители, и певцы.  Зачастую в наших конференциях, семинарах, симпозиумах  участвуют те лица,  которые  исследуют музыку, но  сами не исполняют.  Среди них есть хорошие музыканты. Но, к сожалению, они  не исследуют жанр «Шашмаком». Если  исследуют, то по-своему, письменно не фиксируют. Они  продолжают работать по принципу  «Аз устод ба шогирд («От мастера- наставника к ученику»).

Идею  регулярного  общения макомистов поддержал Абдурахмон Холтоджиев, Заслуженный артист Узбекистана, музыкальный руководитель Государственного  ансамбля «Шашмаком»   имени  Юнуса  Раджаби.

– Участвуя на данном фестивале я  получил настоящее удовольствие, и сложилась  хорошие впечатления, -говорит Абдурахмон   Холтоджиев. –  Мы обменялись мнениями, вели дискуссию  по неясным и спорным вопросам «Шашмаком» , и получили адекватные и внятные ответы.  Хорошо, что в каждом районе и каждой области Таджикистана учреждены ансамбли макомистов. Ведь, те,  кто слышат  «Шашмаком, в частности молодежь, они морально и духовно обогащают себя. «Шашмаком» сыграет  большую роль в  воспитании подрастающего поколения. Данное искусство,    особенно актуально  сегодня, так как террористические  и экстремистские группировки разными путями хотят заблудить нашу молодежь, всячески стараются отчуждать их от духовных ценностей, и истоков. Оно  призывает граждан  к толерантности, миролюбие, дружелюбие, взаимоуважение, доброй воли, совершению добрых поступок.

«Шашмаком» – наука,  школа, а  не догма…

Участники симпозиума  были единогласны в одном: «Шашмаком» – наука, а не догма. На этом особо  акцентировал Абдували Абдурашидов:

-«Шашмаком» – это наука. Это не просто исполнение. Это не есть догма, -подчеркнул глава Академии макома Таджиккистана.-  Она каждый день развивается, совершенствуется. «Шашмаком»  не может находиться на одном месте. Всегда исполнитель исполняет свою песню, каждый раз по –разному. Поэтому, она  такое искусство, что  нужно знать все ее правила, каноны,  на  которых необходимо опираться. Нужно  развивать ее исполнительскую сторону. Сегодня именно из-за незнания этих правил  возникают  споры и недопонимании. Нужно знать, как  строится напевы – «Рост», «Дугох», «Сегох», «Наво», «Бузург», «Ирок»,  какие имеются ритмические формы, какие размеры стиха используются на какие ритмы, какая  композиция, какие «авджи», «намуды», где кульминационный раздел.  Печально, но некоторые исполнители не осваивают «Шашмаком»  с научной точки зрения…. 

Ученого прагматика -Абдурашидова поддержал Сохибджон Бегматов, профессор, кандидат искусствоведческих наук,  заведующий отделом кафедры восточной музыки Государственной консерватории Узбекистана.

– В ходе фестиваля  демонстрировали представители макомного пения городов Канибадам, Исфара, Худжанда и Истаравшан.  Ведь,  в этих исторических городах традиционно, сформировались школы Содирхон Хофиз Бобошарифова,  Мадумара- Хофиза, Зебо-пари, Маъруфходжа Баходурова,   Кори Носира,  Иброхимджона Нормати, Туйчии – найчи, Боймухаммада Ниязова, где сегодня их достойно представляют  их воспитанники, молодые певцы и музыканты. Примечательно то, что эти выдающиеся певцы  и музыканты одинаково служили двум братским народам – таджика и узбекам. Сегодня наши таджикские друзья обрадовали своими новыми достижениями в «Шашмаком». Особенно, понравились вступления Джамшеда Эргашева, Народной артистки Таджикистана Озодахон Ашуровой, певцов – Сирожиддина Джураева,    Хуршеда Иброхимова, Тохирджона Джураева, Камолиддина Хасанова, которые рассказали о создании нового макомного цикла: «Савти баёт», «Савти ушшок», «Шикастаи наво», «Савти Ораз»,  нового раздела «Уфари Савти Сабо» в цикле «Савти Сабо». Примечательно, что все эти вышеназванные молодые певцы являются номинантами международной премии «Грэмми-2006 г.».

Яркое сияние звезд

В ходе фестиваля помимо известных титульных  таджикских артистов, демонстрировали свое мастерство великие мастера «Шашмакома»,  это Народные артисты Узбекистана Абдулахад Абдурашидов,  профессор, Заслуженный деятель культуры  Узбекистана Матрасул Матякубов,  Народная артистка Узбекистана Матлюба Дадабоева. Кстати, многие интересовались: «Не является ли она дочкой Народной артистки Узбекистана, уроженкой города Худжанда Таджикистана Малохат Дадобоевой?»

Пользуясь, моментом  мы попросили Матлюбу Дадабоеву рассказать  коротко о себе:

 «Вы,  дочь Народной артистки Узбекистана Малохат Дадабоевой?»

– Нет, мы только однофамильцы. Она уроженка города Худжанда Таджикистана и этническая таджичка. Я же  родилась в селе Варзик Чустского района Наманганской области Узбекистана. На малой родине выдающегося таджикского писателя Сотима Улуг-заде. Однако, Малохат Дадабоева является моей  наставницей. Мы вместе с ней работали.  Многие ее песни я тоже исполняю. Она всегда приглашала меня на свои мастер-классы.

 В нашей семье, мама была домохозяйкой. Отец работал в колхозе кассиром.

 Я окончила таджикскую школу,  среднюю школу  №13 село Варзика.  В 1973 году поступила  в Ташкентский  театральный институт имени Островского. Уже на третьем курсе меня пригласили на работу в ансамбль  макомистов Гостелерадио Узбекистана. Моими учителями были Орифхон Алимахсумов, Эхсон Лутфуллаев, Очилхон Отахонов , Тургун Алиматов. Мой муж Хусейнджон Халилов,  он тоже артист. У нас четыре дочери. Все  они проживают в Узбекистане. Моя старшая дочка Хуршедаджон волею судьбы вышла замуж за таджика.  В настоящее время она проживает в городе Душанбе. Она языковед,  говорит на четырех языках: таджикском, узбекском, русском и английском. В Ташкенте окончила Институт иностранных языков, а в Душанбе училась еще и  на экономиста.

  -О чем мечтаете? ,- задаю классический вопрос

-Давно мечтаю организовывать свой сольный концерт в городах Худжанд  и Душанбе. Жду подходящего , благоприятного момента.

История,   как записывали «Шашмаком»  и как  его  надо беречь…

По словам Аскарали Раджабова, профессора, доктора исторических наук,   начало  письменного  фиксирования “Шашмакома” относится к   1848-49 годам. Это было время правления мангитского эмира  Насрулло (1826-1860 гг.) Первая экспедиция по его фиксированию была организована в 1918 году под руководством известного композитора Александра Успенского, которая продолжалась вплоть до 1923 года.  Инициатором  и спонсором данной экспедиции был Абдурауф  Фитрат, позднее ставший  везиром (министром) просвещения Народной Республики Бухара.  Результатом данной научной экспедиции была  книга  Успенского под названием “ Шесть музыкальной поэмы- Шашмаком”, которая была издана  в 1923 году в  Москве.  Успенский записывал «Шашмаком» у двух известных макомистов XIX  века Бухары – Бободжалола Носирзоды и Бобогияса Абдуганизода. Они служили в правлении Амира Абдулахада и Амира Олимхона и имели свои макомные школы. В составления книги большую роль сыграл  музыковед  Виктор Михайлович Беляев. Он является автором предисловия  книги «Шашмаком»,  составленного Бобокулом  Файзуллоевым, Шохназаром Сохибовым и Фазлиддином Шахобовым, которая была издана в пяти  томах  в 1950-67 годах в Москве. Эта книга была написана при непосредственном содействии Героев Таджикистана: Садриддина  Айни и Бободжона Гафурова.   «Шашмаком» поют таджики и узбеки. Таджики в качестве текста используют стихи классиков таджикско-персидской литературы, узбеки больше произведений классиков узбекской литературы, многие из которых являются  зуллисонайны( билингвисты).

Изучать, распространить «Шашмаком»…

 По мнению экспертов, в советское время  в связи с политизацией общества, к классической музыке очень мало обращали внимание. Больше акцентировали на новые современные виды искусства. В советское время,  начиная с 1975 года в городах Ташкент, Хива  и Самарканд, пять раз прошли международные фестиваль – симпозиумы   «Шашмаком».

По мнению доктора философских и социологических наук Саъдулло Рахимова,  наступила пора найти точки соприкосновения, консенсус, ученых двух стран, чтобы совместно, сообща  заниматься исследованием «Шашмаком». Найти и печатать на оригинале то большое    письменное  наследие, которое   находится в Бухаре, Самарканде, Ташкенте. Переводить их на разные языки. Необходимо вести работы по синтезу «Шашмаком»  по симфонической музыке. 

Обмен  опытом..

В ходе фестиваля руководители ВУЗов городов Худжанд и Душанбе,  затронули вопрос об обмене,  взаимной стажировки  студентов и преподавателей двух стран – Таджикистана и   Узбекистана.  Профессор Сохибджон Бегматов  сообщил участникам   фестиваля новость,  что весной следующего года в качестве председателя Комиссии по  защите  дипломных работ выпускников Государственной Консерватории Узбекистана, будет приглашен,  Народный артист Таджикистана, директор Академии маком Республики Таджикистан Абдували Абдурашидов.

Тилав Расулзода

{loadposition user61} 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.