Как участившиеся межэтнические конфликты на границе Таджикистана и Кыргызстана начинают оборачиваться экономическими потерями для двух государств

О взаимном товарообороте

Анализ данных Агентства по статистике при президенте Таджикистана относительно состояния торговли между Таджикистаном и его одним из ближайших партнеров Кыргызстаном за последние шесть лет показывает, что  взаимный товарооборот, имевший тенденцию сокращения, в последние два года начинает расти. Однако, есть угроза того, что участившиеся конфликты на границе могут вновь стать причиной отрицательной динамики.

Приграничный рынок
Приграничный рынок

По данным Агентства, общий объем товарооборота между Кыргызстаном и Таджикистаном за первые пять месяцев 2019 года составил $22 млн. 235 тысяч. Это примерно график прошлого года, когда страны наторговали на общую сумму $62 млн. 307 тысяч. Данный объем намного превышает годовые показатели четырех предыдущих лет, однако намного меньше, точнее почти в 2,5 раза, чем в 2013 году. Именно в этот год Таджикистан входил в число ТОП-10 стран – торговых партнеров Кыргызстана, заняв 7-ое место. В свою очередь и Кыргызстан занимал точно такую же позицию среди торговых партнеров Таджикистана. Отметка в $184 млн. 478 тысяч, достигнутая в 2013 году, до сих пор в истории взаимного товарооборота двух соседних стран остается непревзойденной.

Конфликты как главная преграда на пути к торговле

Известно, что основной объем грузоперевозок в Таджикистане приходится на долю автотранспорта. До недавних пор более 80% грузов из других стран завозилось в страну с помощью автомобильного транспорта. Основной поток грузов из-за рубежа доставлялся в республику через Кыргызстан.

«Даже грузы, предназначенные для южных регионов, из России, Казахстана, частично КНР страна была вынуждена ввозить через территорию северного соседа. Это все было следствием того, что Таджикистан из-за сложных межгосударственных отношений с другим своим соседом – Узбекистаном, оказался почти в транспортной блокаде», – сказал глава отдела транспорта согдийской областной администрации Олимджон Очилов

В январе 2014 года участившиеся в 2013 году инциденты в зоне Ворух-Аксай, Ходжаи Аъло-Как-Таш на границе Исфаринского и Баткенского районов, переросли в вооруженный конфликт, повлекший за собой тяжелые ранения восьми кыргызских военных. Пострадавших с таджикской стороны было меньше – три пограничника. Кыргызстан, обвинив в случившемся таджикскую сторону, закрыл на долгое время единственную транспортную артерию в сторону главных экономических партнеров Таджикистана – России и Казахстана. В те дни вопреки взаимным обидам Узбекистан открыл путь к грузоперевозкам в Таджикистан. Потом руководству Таджикистана и Кыргызстана все же удалось разрешить ситуацию, поскольку в основе конфликта все же лежал вопрос прокладки дороги Как-Таш – Аксай, строительство которого без согласования с таджикской стороной было начато кыргызскими автодорожниками на спорной территории.

Напряженность, возникшая в отношениях Таджикистана и Кыргызстана в результате данного вооруженного конфликта, таджикские автоперевозчики чувствовали еще долгое время. Прежнее доброжелательное отношение к соседу и торговому партнеру сменилось враждебностью, которая порой приводила к необоснованным задержкам на границе. А это были мучения для водителей, убытки для перевозчиков. Многие автоперевозчики предпочли платить за пользование автодорогами Узбекистана, чем возить по территории Кыргызстана, где еще исходила опасность от криминальных группировок. В результате уже в 2014 году товарооборот между двумя странами сократился почти в 4,5 раза. Однако, благодаря одержавшему верх здравому смыслу обе стороны отошли от взаимных упреков и обвинений и взялись за восстановление взаимного доверия. Удалось за последующие годы наладить отношения, что вновь сказалось на положительной динамике торговли между двумя странами в 2017-2018 годах. Если в 2014 году общий объем товарооборота снизился году до $40 млн. 347 тысяч, а в 2016 году уменьшился до $25 млн. 785 тысяч, то в 2017 году этот показатель был уже равен $48 млн. 802 тысяч. Тенденция роста товарооборота сохранилась и в 2018 году, составив к концу года $62 млн. 307 тысяч. Но по вполне объективным причинам достичь объемов 2013 года стороны больше вряд ли смогут. Дело в том, что в 2017 году произошло в Центральной Азии архиважное событие, которое изменило политическую и экономическую конфигурацию в регионе. В сентябре умер президент соседнего Узбекистана Ислам Каримов. Многие жители Таджикистана несмотря на то, что таджикский и узбекский народы во время правления Ислама Абдуганиевича оказались разделенными, искренне скорбели по поводу его кончины. Тем не менее, лучше о разрешении кризиса в межгосударственных отношениях Таджикистана и Узбекистана не скажешь: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Вскоре Ислама Каримова на посту президента заменил Шавкат Мирзиёев, с кем с самых первых дней завязалась у президента Таджикистана Эмомали Рахмона дружба, и установилось доверительное отношение.

Приграничный пункт
Приграничный пункт

Открылись в январе между Таджикистаном и Узбекистаном контрольно-пропускные пункты. Затем и железнодорожное сообщение. Теперь большая часть грузов, предназначенных для юга страны, могла быть доставлена из России, Казахстана, других стран железнодорожным транспортом. И внедренные сравнительно низкие тарифы стали позволять и согдийским предпринимателям пользоваться услугами железной дороги. Таким образом, Таджикистан несколько сократил свою зависимость от кыргызской транспортной системы, что в конечном итоге, отразилось на товарообороте, нынешний объем которого, хоть и на треть меньше по сравнению с 2013 годом, но считается запредельной.

Больше страдают жители приграничья

Настроение людей, живущих вдоль границы, продолжает ухудшаться. В их отношениях позитива становится меньше, больше тревоги. Население приграничных кыргызских аулов и таджикских кишлаков с чьей подачи неизвестно, постепенно стали свертывать торговые отношения. Жители таких аулов Карабах, Аксай, Как-Таш, Ак-Татыр, Чоркух, Ворух, Шураб, Сурх перестали посещать рынки друг друга. Это несмотря на большие усилия международных и неправительственных организаций. Представители властей с двух сторон публично во время встреч заявляют о наличии воли и желания развивать приграничную торговлю, на деле получается совершенно другое. Двери рынков друг для друга закрываются.

Известно, что как в Таджикистане, так и Кыргызстане статистика приграничной торговли не ведется в виду прозрачности границы и отсутствия пунктов таможенного контроля во многих местах, но весомую долю  этого вида торговли в общем объеме товарооборота между двумя странами никто не отрицает. Если проходящие через КПП Кызыл-Бел – Гулистон грузы большей частью являются транзитными или реэкспортом, считающимся органами статистики как товарооборот между двумя странами, то продаваемые на окраине дорог и приграничных рынках товары с большей уверенностью и точностью можно отнести к взаимной торговле. Разумеется, из-за прозрачности границы между двумя странами большой объем грузопотока имел контрабандный характер – бензин, строительные материалы, текстиль, другие товары массового спроса. Воспользовавшись конфликтом 2014 года, военные двух стран закрыли возможные контрабандные пути ввоза грузов из Кыргызстана в Таджикистан, в результате чего понесли огромные убытки кыргызские предприниматели, торговавшие вдоль границы.

В небольшом айыле Кара-Бак у дороги Исфара – Чоркух проживает порядка 500 человек. (Отчего-то айыл этот переименовали в Достук. Видимо, по той причине, что с аналогичным названием айыл есть и на границе с таджикским джамоатом Ляккан). Кара-Бак был своего рода свободной экономической зоной, чего при многолетних стараниях Кыргызстан и Таджикистан не могли создать в другом месте. Несколько попыток, предпринятых создать такую зону недалеко от КПП Гулистон – Кызыл-Бел провалились. Через Кара-Бак проходит участок дороги, вдоль которой кыргызские предприниматели вплоть до 2014 года продавали по более низкой цене, чем на территории Таджикистана, бензин, солярку и смазочные материалы.

«Местный оптовый рынок служил для того, чтобы многие имели работу – кыргызы торговали сельхозпродукцией, возя порой из других областей товары, таджики, имеющие большой опыт торговли в России, оптом закупали у кыргызских крестьян и предпринимателей сухофрукты и вывозили за рубеж для последующей перепродажи», – считает житель соседнего Кара-Баку таджикского села Чоркишлак Садриддин.

Словом, торговали, сотрудничали, поднимали свой жизненный уровень. Торговля многим семьям позволяла зарабатывать на жизнь. Покупали и продавали, используя таджикскую и кыргызскую национальную валюты, российский рубль, американский доллар. Словом, большей свободы нигде в другом месте найти невозможно было. Закрытая пять лет назад по соображениям безопасности дорога теперь, как выясняется, закрыта навсегда.

Адолатхон Саимбетова: Построенная за большие деньги АЗС местного предпринимателя, перестала функционировать. Население, кроме как выехать в Россию, не имеет иной возможности заработать

«Кыргызы здесь жили безбедно, торгуя со своим соседом. Нашлись люди, которые провоцировали местное население, чтобы оно при каждом незначительном инциденте закрывало дорогу через айыл, думая, что накажут тем самым таджиков. А таджики построили дорогу в объезд. Теперь построенная за большие деньги АЗС местного предпринимателя, перестала функционировать. Население, которое могло заработать неплохие деньги за счет продажи чернослива, орехов, абрикоса, семечек, которые привозило из Оша и Жалалабада, кроме как выехать в Россию, не имеет иной возможности заработать», – пожаловалась на сложившуюся ситуацию несколько лет назад местная учительница Адолатхон Саимбетова.

Страдает население другого кыргызского айыла – Пастарык. Отсюда до рынка таджикского села Чоркух всего километр. Местные кыргызы, основной доход которых формируется от земледелия и садоводства, в жителях Чоркуха всегда видели хороших партнеров и потенциального потребителя. Ведь в кишлаке проживает порядка 40 тысяч населения, включая Ходжаи Аъло и Сомониен.

«Они не только потребители риса, моркови, картошки, мяса, молока, но и отличные предприниматели. Многие имеют нишу не только на рынках России, но и в ряде других стран. Торговать, как они, урюком и курагой, в том числе за рубежом, никто не может. По чьей-то глупости дорога в Чоркух закрыта, и мы не можем, как прежде торговать, Еще год назад я приходила на рынок, но ситуация нынче настолько ухудшилась, что вряд ли стоит подвергать себя опасности»,- сказала местная жительница, назвавшаяся Матлубахон.

Уже потеряли надежду на открытие дороги через Пастарык таджикские горняки из шахтерского городка Шураб. Несколько инцидентов по дороге Шураб-Чоркух, пересекающей кыргызские айылы Самаркандек и Пастарык, в свое время стали поводом к закрытию автодороги.

«Мы в последние годы вынуждены в объезд проехать несколько дополнительных километров, – говорит житель кишлака Чоркух Усмон Шокиров. А население нашего кишлака лишено возможности приобрести по более низкой цене не только свой шурабский уголь».

Люди говорят, что закрытие дороги принесло только подорожание стоимости угля для населения Чоркуха, Сурха, Воруха.

Население таджикских кишлаков потеряло также возможность заправить свои автомашины более дешевым кыргызским бензином. Местные жители рассказывают, что представители правоохранительных органов запрещают владельцам автотранспорта заправляться на кыргызской АЗС, ведя «разъяснительную» работу. Пытаются людей убеждать, что не нужно у кыргызов покупать и искусственно их банкротить. Довольно странный способ выражения патриотизма, который навязывают только жителям Воруха, Ходжаи Аъло, Чоркуха. Между тем, сотни автомобилей Таджикистана ежедневно заправляется на кыргызских АЗС вдоль автотрассы Канибадам – Худжанд.

«Как-то странно получается, что подобные требования предъявляются только к жителям нашего приграничья. А не лоббируют ли наши военные чьи-то интересы? Может, это интересы таджикского бизнеса в виде АЗС?», – спрашивает у нас местный житель, попросивший не называть его имя.

Торговля между соседями – залог мира и спокойствия

Несколько жителей кыргызского айыла Арка поведали «Сугдньюс» о том, что они регулярно ездят в Худжанд. Совершают покупки на больших рынках города. Абдушукур Керимов, хорошо говорящий на таджикском языке и поддерживающий добрые отношения со многими жителями таджикского джамоата Хистеварз, рассказал нам о том, что к нему всегда таджики относятся уважительно.

Абдушукур Керимов: Торговля нас сближает, поскольку в процессе купли-продажи начинаешь порой узнавать ближе друг друга.

«Со многими жителями Хистеварза я вырос вместе. Мы покупаем многое у них, они – у нас. Торговля нас сближает, поскольку в процессе купли-продажи начинаешь порой узнавать ближе друг друга. Если хотите, мы начинаем испытывать определенную зависимость друг от друга в хорошем смысле слова», – сказал Абдушукур.

Его сосед Мурат Касымов рассказал о случае, из которого вышел благополучно, проявив твердость, знание законов и нормативных актов.

«Как-то в Худжанде привязался ко мне милиционер. Надавил на то, что будто бы я незаконно нахожусь на таджикской территории. Я ему объяснил, что у нас между населенными пунктами нет КПП. Выходит, передвижение у нас свободное. Я не дал слабину, а то мог бы он повернуть дело, как ему угодно».

Любой проезжий у расположенных вдоль автотрассы кыргызских аулов Арка и Борбурдук замечает ряды продавцов угля. Кыргызы продают, основные покупатели таджики.

Алишер Ибрагимов, житель кыргызского айыла Борбурдук торгует углем уже четыре года. Продает уголь вдоль дороги. И своим, и чужим. Даже после недавних событий на границе между Лейлекским и Бободжон Гафуровским районом, говорит Алишер, торговля здесь не прекращалась.

Продажа угля

«Событие на наших отношениях не сказалось нисколько. Мы считаем, что это было большое недоразумение между двумя народами. Мы соседи, которые обречены жить вместе. Поэтому в любой ситуации нужно найти правильное решение», – сказал Алишер.

Проезжая вдоль автотрассы Худжанд – Канибадам на территории сопредельного Лейлекского раона, граничащего с Бободжон Гафуровским районом, мы насчитали 24 автозаправки, построенные кыргызскими предпринимателями.

Автозаправка

Все они потратили большие деньги с надеждой, что построенные ими торговые точки принесут доходы, которые не только нужны их семьям, но и кыргызскому государству в целом. Каждая бензо- или газозаправка в день принимает не менее 100 таджикских автомашин. Если каждый водитель оставляет в среднем по 100 сомони, нетрудно посчитать, какой доход получает каждый бизнесмен и какую сумму ежемесячно перечисляет он в государственную казну.

Люди хотят свободно торговать

Приграничные рынки всегда служили барометром для измерения активности и значения торговли между приграничными общинами. Впоследствии, государствами. Их вдоль границы Таджикистана и Кыргызстана много. Сегодня каждый населенный пункт практически имеет свой рынок. От численности населения и места расположения зависит площадь и значимость рынков. В приграничных Исфаринском и Баткенском районах наиболее посещаемыми являются рынки таких населенных пунктов, как Сурх и Чоркух на территории Таджикистана, Самаркандек на территории Кыргызстана. В последние годы серия конфликтов между представителями кыргызских и таджикских общин привели к тому, что кыргызы и таджики больше не посещают рынки друг друга. Практически приостановлена торговля и вдоль автодорог. Не потому, что не хотят торговать или кто-то запрещает. Беспокоятся за свою безопасность. Создается ощущение, что люди перестали понимать друг друга. Растет чувство недоверия, переходящее порой в ненависть друг к другу. Веками сложившиеся хорошие межэтнические отношения, обеспечивавшие мир и стабильность на границе, рвутся, делая вчерашних друзей, соседей, родственников чужими. Словно, какие-то «таинственные силы»  пытаются сеять между двумя народами семена раздора, тонко играя на их патриотических чувствах. Технология разобщения народов давно разработана. Где нужно, делают ставку на чувстве патриотизма, возведя обычные бытовые вопросы до ранга национальных. Где необходимо, сталкивают людей из-за незначительных бытовых вопросов. Но есть теневые игроки из числа политиков и деятелей бизнеса. Им ничего не стоит столкнуть соседей, чтобы достичь своей цели. Не зря говорят, «ловить рыбу в мутной воде» всегда легче.

Присоединяйтесь к нам в Telegram! И будьте в курсе всех новостей! https://t.me/sugdnewss

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.